В начале весны 2006 года в Минске состоялось третье Всебелорусское народное собрание, давшее, по сути, отсчет новой пятилетке. «БН» 3 марта 2006‑го по этому поводу отмечала:
«В нашей стране уже стало доброй традицией, когда власть обращается к своему народу, чтобы сверить курс дальнейшего продвижения государства по пути созидания… Общими усилиями за минувшую пятилетку нам удалось совершить настоящий прорыв.
Белорусскую модель развития признали даже оппоненты извне. За последние пять лет валовой внутренний продукт в стране вырос на 43 процента. По признанию Всемирного банка, Беларусь на пути продвижения по эволюционному, созидательному пути достигла значительно больше, чем те государства, которые применили так называемую шоковую терапию. И что примечательно: за последние пять лет наша экономика развивалась в пять раз быстрее, чем в странах Евросоюза».
О динамичном развитии отечественной экономики свидетельствует то, что в нее только в последнее время направлено более семи миллиардов долларов инвестиций, продолжало издание: «За минувшую пятилетку в агропромышленном комплексе республики они увеличились двое. На 26 процентов выросло производство сельскохозяйственной продукции. Бурными темпами возводится жилье, в том числе на селе. За пятилетку там построено пятьдесят тысяч квартир. Неуклонно рос уровень жизни людей. При этом существенно снизилась инфляция. Сегодня каждая вторая семья имеет легковой автомобиль. А уж о сложной бытовой технике и говорить не приходится. В минувшем году денежные вклады населения в банках выросли на 41 процент. Все это достигнуто неустанным трудом и селян, и горожан».
«От двадцати бюджетов до пятидесяти!» — под таким заголовком и рубрикой «Демографическая безопасность» 27 ноября 2007 года «Р» опубликовала материал, в котором разъяснялись нормы президентского Указа № 585. Суть выражал подзаголовок публикации: «И молодые, и многодетные семьи получат существенную финансовую поддержку государства в погашении задолженностей по кредитам».
При этом государство стремилось, чтобы получателями социальной помощи были реально нуждающиеся в ней. «Тепличные условия» — под таким заголовком «СБ» 21 марта 2008‑го поднимала тему весьма обеспеченных, но формально бедных жителей Ольшан и иных «огуречных деревень» Полесья.
Не отставало и жилищное строительство.
«Через четыре года ежегодно будет строиться 6,2 миллиона квадратных метров жилья, — информировала «СБ» 14 декабря 2006 года. — До конца года общий жилфонд прирастет 4 млн 60 тысячами квадратных метров новой жилплощади. Это лучший показатель за последние 10 лет, благодаря которому десятки тысяч семей получат ключи от собственных квартир».
Были, конечно, и досадные моменты, но государство и здесь брало на себя ответственность даже за нерадивых застройщиков, ведь интересы человека всегда находились в фокусе власти.
«В доме, о котором много раз писала «СБ», поселятся многодетные семьи», — сообщало 15 января 2009 года издание, рассказывая конец пятилетней истории криминальной стройки в деревне Копище Минского района. «Судьба самого дома, обращенного в доход государства, оставалась неясной. До 13 января 2009 года. В этот день Президент подписал распоряжение, согласно которому объект незавершенного строительства на улице Лесной в поселке Копище… общей площадью свыше 3,5 тысячи квадратных метров безвозмездно передается в коммунальную собственность Минского района. После завершения строительства здесь предоставят социальное жилье многодетным семьям».
«Жилье в Минске стало еще более доступным», — сообщала «СБ» 5 марта 2009‑го в статье «Налетай, подешевело!». И давала четкий путеводитель, как получить льготный кредит на долевое строительство в столице.
От жизни шло и совершенствование законодательства в целом. 27 декабря 2006 года Глава государства подписал Директиву «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения».
«Главный девиз нынешней пятилетки — построение государства для народа, — отмечала «БН» 10 января 2007 года. — На этом пути, однако, нерасчищенные завалы — формализм, волокита, бумаготворчество, чванство. Некоторые чиновники проявляют неуважение к людям, безразличие к их судьбам и потребностям, о чем свидетельствуют поступающие на рассмотрение Главы государства обращения граждан. Такое положение дел нетерпимо, и Президент подписал Директиву № 2, в которой определены конкретные меры по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».
Две недели спустя, 25 января 2007 года, «БН» уточняла: «Для дальнейшей дебюрократизации налоговой системы Министерство по налогам и сборам разработало и установило наиболее удобный режим работы своих структурных подразделений и должностных лиц инспекций МНС».
«Не человек ездит к чиновникам, а чиновники к людям — таков должен быть девиз современного руководителя любого уровня», — замечала «НГ» 15 февраля 2007 года, изучая, как выполняется Директива № 2 на местах.
А почти полгода спустя, 6 июля 2007‑го, «БН» рассказывала о новой и не менее актуальной Директиве Главы государства: «Директива Президента страны от 14 июня 2007 года № 3 по экономии и бережливости заставила по‑новому взглянуть на использование электроэнергии, газа, других энергоносителей, потребовала изменить психологию мышления руководителей предприятий и организаций».
«В Беларуси ужесточаются меры по возмещению нерадивыми родителями расходов государства по содержанию детей, — сообщала «БН» 30 ноября 2006 года. — Соответствующий Декрет № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» Президент Беларуси издал 24 ноября. Документ определяет четкую оперативную систему изъятия детей у тех родителей, которые уклоняются от воспитания и содержания детей. Декрет устанавливает жесткие меры, обеспечивающие возможность взыскания с таких родителей расходов государства по содержанию их детей, и направлен на профилактику социального неблагополучия семей».
«В Республике Беларусь за истекшие десятилетия создана эффективная и динамично развивающаяся экономика, ориентированная на неуклонный рост благосостояния и повышение качества жизни граждан, защиту их материальных, социальных и культурных интересов. Вместе с тем в стране не создана целостная система экономии материальных ресурсов, что снижает эффективность использования всех видов топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования», — отмечала «НГ» 15 июня 2007 года. На решение этих проблем и была направлена Директива № 3.
В газете «Знамя юности» за 17 апреля 2009 года опубликован материал «Социальных сирот стало меньше». В нем говорится о прошедшей республиканской конференции «Профилактика семейного неблагополучия и развитие семейных форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей». Делегаты конференции обсуждали, как усовершенствовать работу по обеспечению права каждого ребенка‑сироты на жизнь и воспитание в семье. «Участники конференции отметили, что с принятием в 2006 году Декрета № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в Беларуси сформировалась новая модель работы по профилактике социального сиротства».
«Государство принимает жесткие меры в отношении родителей, отказывающихся нести ответственность за своих детей», — резюмировала «НГ» 7 мая 2009 года.
Что же до самих ребят, оставшихся без родительской опеки, то в отношении их комфорта и гармоничного воспитания также принимались серьезные шаги со стороны государства. Так, например, в первом номере 2008 года «СБ» рассказала, как «в канун Нового года Президент посетил детскую деревню в Боровлянах»: «Пообщавшись с детьми, Александр Лукашенко сказал журналистам: «Я убежден, что мы на правильном пути». Он пояснил, что развернута очень солидная программа, суть которой переселить всех детишек из казенных домов‑интернатов в семьи».
«Каждая белорусская семья, имеющая детей, в течение пяти лет получит в виде различных дотаций по 7000 долларов, — уточняла «НГ» 25 марта 2006‑го. — И все благодаря программе «Дети Беларуси» на 2006 — 2010 годы, которая является продолжением аналогичных программ, действовавших ранее».
«Создание благоприятных социально‑экономических условий жизни семьи было и остается приоритетным направлением государственной социальной политики», — констатировала «НГ» 13 мая 2006 года.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Беларусь сегодня — страна, в которой хочется жить, работать и растить детей. За прошедшие 10 лет нам удалось удвоить валовой внутренний продукт. Полностью решить продовольственную проблему. Увеличить инвестиции и выпуск промышленной продукции в 2,5 раза, а объем внешней торговли — почти в 3 раза. Марка «Сделано в Беларуси» стала известна во всех уголках планеты.
Из предвыборной программы, опубликованной 2 марта 2006 года.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Наши граждане хотят ощущать себя не просителями, а равноправными партнерами власти. А это налагает на власть особые требования… Основной путь здесь — дебюрократизация. То есть такие методы, которые позволили бы упростить процедуру рассмотрения вопросов, ускорить принятие решений и приблизить власть к простому человеку, сделать ее работу более прозрачной и понятной для народа, что мы уже начали делать. Не народ должен идти к власти, а я бы сказал, не только народ должен идти к власти, а и власть должна идти, а порой бежать к этому народу.
Из доклада на третьем Всебелорусском народном собрании, 2 марта 2006 года.
📷В Могилеве 9 июля 2010 года открылась «SOS — детская деревня».
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Денис Дук, председатель могилевской областной структуры РГОО «Белорусское общество «Знание», ректор Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова:
— Были времена, когда для того, чтобы получить какую‑то справку, простому человеку надо было пройти чуть ли не все круги ада. Причем происходило это даже не потому, что чиновники в отдельной организации не хотели что‑то делать. Просто они работали по своему внутреннему протоколу, не согласованному с другими ведомствами. Такие подходы надо было ломать, чтобы чиновники не на словах, а на деле стали действительно заниматься проблемами каждого конкретного человека, который не обивал бы пороги органов местной власти, а мог добиться желаемого результата. Потому появление службы «Одно окно» стало революционным, даже вызвало шок у отдельных управленцев. Обратившегося уже нельзя было гонять по разным инстанциям. Засучив рукава надо было самим браться за решение проблем согласования с иными инстанциями и дать человеку ответ. Вместе с тем у исполнителей появилась инициатива: они должны были сами инициировать понятные механизмы, которые намного упростили бы работу с обращениями граждан. Что и было сделано.
Во время подъема экономики надо было поддержать тех, кто оказался в затруднительной жизненной ситуации. Причем не так, как это делается на том же Западе. Как происходит в условной Германии или Франции? Там бездомный может получить помощь в виде миски баланды или временный приют в ночлежке только в случае, если на это выделит деньги какой‑нибудь благотворительный фонд. Нет фонда (соответственно, нет денег), и все: о помощи нуждающиеся могут только мечтать. У нас такое в принципе невозможно. Мы говорим о социально ориентированной экономике. Значит, поддержку должны получать все, кто в ней нуждается: не только обеспечить ночлегом за счет государства, но и «вписать» в экономику, предложить работу. Но возможности бюджета не безграничны. Потому надо было определить категории тех, кому помощь оказывать. Что и сделали. По сути, были определены адреса поддержки — появилось понятие адресной социальной помощи. Причем один из основных моментов, который хочу отметить, — любой (в случае необходимости) может получить помощь на равных для всех условиях. Как говорил Президент, дело здесь не в деньгах — в справедливости.
И нацелен этот труд, как и усилия государства в целом, был на будущее. 24 марта 2006 года «Знамя юности» публикует материал «Подъемные» для родителей» о мерах, которые принимаются в Беларуси для улучшения демографической ситуации. Эксперты отмечали важность Указа Президента № 95, уравнявшего размеры ежемесячных пособий для детей в возрасте до трех лет для работающих и неработающих женщин. «Второй не менее важный момент поддержки семьи — пересмотр условий предоставления бесплатного питания детям первых лет жизни». И, пожалуй, главным является решение жилищной проблемы: «Уже сегодня семье, которая имеет троих детей, фактически «списывается» 30 процентов задолженности по льготному кредиту на жилье, семье с четырьмя детьми — 50 процентов, а семье, где насчитывается пять и более детей, — все 100 процентов».
/ «ЗЮ», 24 марта 2006 года
«Подъемные» для родителей»
«Подъемные» для родителей»
«В Беларуси насчитывается около 30 тысяч детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — подсчитала «НГ» 10 июля 2008 года. — При этом 90 процентов этих детей стали сиротами при живых мамах или папах, которых просто лишили родительских прав из‑за асоциального образа жизни. После того как вступил в силу Декрет № 18, предусматривающий возмещение такими родителями государству средств на воспитание их брошенных детей, у работников органов по труду и соцзащите, дознавателей райотделов милиции и руководителей многих предприятий появились новые обязанности. Теперь они заботятся о том, чтобы у неработающих кукушек появилась профессия и они могли отчислять из зарплаты деньги на содержание отпрысков».
/ «НГ», 10 июля 2008 года
Родители-кукушки отчисляют из зарплаты деньги на содержание отпрысков
Родители-кукушки отчисляют из зарплаты деньги на содержание отпрысков
Отмечала «БН» 10 января 2007 года. — На этом пути, однако, нерасчищенные завалы — формализм, волокита, бумаготворчество, чванство. Некоторые чиновники проявляют неуважение к людям, безразличие к их судьбам и потребностям, о чем свидетельствуют поступающие на рассмотрение Главы государства обращения граждан. Такое положение дел нетерпимо, и Президент подписал Директиву № 2, в которой определены конкретные меры по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».
/ «БН», 10 января 2007 года
Главный девиз нынешней пятилетки — построение государства для народа
Главный девиз нынешней пятилетки — построение государства для народа
Меньше чем через месяц — 18 декабря 2007 года — «Р» публикует Указ Президента № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» и разъяснения к нему: «Государственная поддержка населению будет оказываться в форме адресной социальной помощи в виде ежемесячного и (или) единовременного социального пособия.
Она будет выделяться на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, технических средств социальной реабилитации, одежды, обуви, проездных билетов, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Гражданам также будут выделяться безналичные жилищные субсидии для частичного возмещения платы за пользование жилыми помещениями, их техническое обслуживание, коммунальные услуги и отчислений на капитальный ремонт».
/ «Р», 18 декабря 2007 года
Адресная социальная помощь
Адресная социальная помощь