Старт тому, что сегодня мы называем словом «безвиз», был положен в конце лета 2016‑го. 25 августа «СБ» сообщила о том, что Президент подписал Указ № 318 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан».
«Иностранцам для посещения Августовского канала устанавливается безвизовый въезд в нашу страну. Соответствующий указ подписал Президент», — рассказала «НГ» 30 августа 2016 года, отмечая, что безвизовый порядок въезда и выезда предусматривался для иностранных граждан, пересекающих Государственную границу Беларуси с Польшей и Литвой через наземные пункты пропуска.
Сфера обслуживания отреагировала на новые реалии, связанные с безвизом. «СБ» писала об этом 6 января 2017‑го в материале «Официанты взялись за язык»: «За два месяца существования безвизового режима для иностранцев, посещающих Гродно и окрестности Августовского канала, стало понятно: местному сервису не хватает знания иностранных языков. Поэтому Гродненский горисполком выступил с инициативой о создании языковых курсов специально для официантов и администраторов местных кафе и ресторанов. Первая группа из 16 человек уже сформирована и приступит к занятиям в этом месяце».
Первым опытом безвиза в стране не ограничились. 10 января 2017 года «СБ» сообщала: «Беларусь вводит пятидневный безвизовый режим для граждан 80 стран. Соответствующий Указ № 8 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан» 9 января 2017 года подписал Президент». В продолжение темы «Р» в центральном материале «Страна открытых дверей» на первой полосе дополняла: обязательное условие безвизового въезда — прилет через Национальный аэропорт Минск.
Как отмечала «СБ» 12 января 2018 года, эксперимент с безвизом себя оправдал: «Итогом частичной либерализации визового режима стал заметный рост иностранных граждан, посетивших нашу страну. Почти 80 тысяч воспользовались в прошлом году возможностью посетить Беларусь, въезжая через Национальный аэропорт. В Беловежской пуще по безвизу за это же время побывали около 4,5 тысячи человек, на Августовском канале за 14 месяцев действия упрощенного режима въезда — более 51 тысячи иностранных граждан». 25 июля 2018 года «СБ» информировала: «Срок безвизового пребывания иностранных граждан в Беларуси увеличен до 30 дней. Соответствующий указ подписал Президент». Об обязательных условиях, которые нужно соблюсти, чтобы находиться на территории нашей страны до 30 суток, рассказала газета «ЗН» 26 июля 2018 года в заметке «Без виз».
5 июля 2017 года в материале «Копилка позитивных впечатлений» «СБ» писала о прошедшей в Беларуси 26‑й летней сессии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе: «Это первое мероприятие ОБСЕ такого масштаба, которое прошло на территории Беларуси. В условиях нынешнего кризиса общеевропейской безопасности, продолжающегося конфликта на востоке Украины, обострения ситуации в Закавказье наша страна все больше воспринимается как полюс стабильности в регионе…
В материале «Смысл минских дискуссий» от 11 июля 2017 года «СБ» подводила итоги минской сессии ПА ОБСЕ: «На целых пять дней Минск стал центром мировой политики и парламентской дипломатии. Около 300 депутатов из 57 стран искали ответы на вопросы о том, как противостоять глобальным угрозам и вызовам, повысить уровень доверия между странами, сделать площадку ОБСЕ более эффективной и действенной. По итогам дискуссий в «Президент‑Отеле» принята Минская декларация, которая содержит рекомендации для национальных правительств по решению актуальных вопросов повестки дня».
«Всемирная туристская организация уже официально заявила, что приветствует подобную открытость. И выражает свою полную поддержку решению Минска», — писала «НГ» 10 февраля 2017 года под заголовком «Визуальная привлекательность».
Правительство утвердило программу по развитию и содержанию автомобильных дорог до 2020 года. Об этом «СБ» рассказывала своим читателям 7 октября 2017 года в материале «Дороги, которые выбираем»: «На 4 тыс. км дорог республиканского значения планируется проведение текущего ремонта, 200 км — отремонтируют капитально, на 410 км пройдет реконструкция и строительство. Капитально отремонтируют 688 км дорог местного значения, еще на 6,3 тыс. км таких дорог пройдет текущий ремонт, а реконструкцию и строительство планируется провести на 31 км дорог».
«СБ» в материале «Поехали!» отмечала по этому поводу: «Качество международных и республиканских магистралей — это не только имидж страны, но и большие деньги. Однако Президент напоминает: делая упор на главных артериях, нельзя забывать о дорогах местного значения. В ближайшее время будет разработан план по их реконструкции и определен механизм финансирования».
«На торжественную церемонию открытия второй кольцевой дороги в Дзержинский район приехал Президент и лично оценил качество новой автомагистрали, — писала «НГ» 23 декабря 2016 года в материале «Дорожная карта». — Она построена по самым современным технологиям, с цементобетонным покрытием. Это почти в два раза повышает срок ее службы и во столько же раз снижает затраты на ремонт и содержание.
Открывая автомагистраль, Глава государства перерезал символическую ленточку и тепло поблагодарил представителей трудовых коллективов дорожно‑строительных организаций за проделанную работу:
И люди это оценили по достоинству. «СБ» 8 ноября 2018 года привела некоторые мнения. Вот как о событии отозвался водитель Богдан Андреев: «— Досталось машине. Дорога была плохая — подвеска разбита. Бывало, застревали на переправе, иногда стояли долго. Как узнал, что мост открывают, настроение сразу поднялось!
«Главным подарком для жителей Житковичского района стал долгожданный автомобильный мост через Припять. Его строительство велось под личным контролем Президента, — писала «НГ» 9 ноября 2018 года. — Президент, открывая этот объект, сказал:
Все больше располагала к себе иностранных гостей и белорусская инфраструктура. «Минск примерил новое кольцо» — под таким заголовком статью об открытии МКАД‑2 «СБ» и «Р» разместили 23 декабря 2016 года на первых полосах: «Это кажется невероятным, но наши дорожники действительно совершили невозможное. За год с небольшим они проложили свыше 40 километров комфортной четырехполосной дороги, которая соединила трассу М‑6 Минск — Гродно с так называемой олимпийкой (автодорогой М‑1 Брест — Минск — граница России). Это позволило замкнуть второе кольцо вокруг Минска и полностью открыть движение по МКАД‑2»
/ «СБ» и «Р», 23 декабря 2016 года
Минск примерил новое кольцо
Михаил Мастич, водитель хлебовоза:
— В первое время полный завал был. Не успеваешь по графику хлеб привезти — покупатели скандалят. А что я сделаю, если два часа пути добавилось? А у меня 25 магазинов, детские сады, школы в маршруте. Сейчас хоть нормально работать начну.
Ольга Пешевич, пенсионерка из Житковичского района:
— Еще и дорогу нам сделали! Даже тротуар, которого не было. Шумно, конечно, машины одна за другой — и большие, и малые, — не привыкли мы к такому. Но сейчас вот ездить перестанут, а дорога‑то останется. Нам хорошо!»
Кстати, подобный подход распространялся не только на отдельный объект: в стране было проведено обследование ряда крупных мостов и принято решение по их ремонту. Именно об этом писала «СБ» 14 ноября 2018 года под заголовком «Витебск: мост уходит на реконструкцию»: «Одна из крупнейших транспортных артерий Витебска закрывается на реконструкцию. Полоцкий мост в Витебске будет закрыт для движения с 15 ноября. На следующий день начнется реконструкция».
Еще одно важнейшее для страны открытие тех лет случилось под Минском. «В Национальном аэропорту Минск торжественно открыта вторая взлетно‑посадочная полоса, — сообщала «СБ» 4 мая 2019 года. — Как и положено в таких случаях, перерезана символическая красная ленточка. Сделал это Президент. Событие, как заметил Александр Лукашенко, неординарное, поскольку в практике белорусских строителей ничего подобного еще не было:
— Это величайшее наше достижение. Это говорит о том, что мы можем все. Только надо настроиться на то, чтобы это сделать. И мы это с вами сделали. Это не просто вторая воздушная дорога в нашу страну. Это продолжение модернизации всей этой территории».
— Его история — достояние всей страны. Его современный облик — повод для общей гордости… На фотографии из космоса, сделанной нашим соотечественником Олегом Новицким, ночной Брест напоминает огненную птицу, расправившую крылья. Этот снимок словно отображает судьбу города. Города, который не желал покоряться захватчикам и не единожды сгорал дотла. Но, как мифический феникс, возрождался из пепла, становясь еще сильнее и прекраснее».
И в материале «На пороге миллениума», опубликованном в газете «ЗН» 5 сентября 2019 года, рассказывалось, как Брест изменился к юбилею. «В преддверии 1000‑летия Брест изменился до неузнаваемости. В городе появились десятки новых объектов, которые сделали жизнь комфортнее и добавили туристической привлекательности. Брест в новом образе готов встречать многочисленных гостей».
14 июня 2019 года «СБ» сообщила еще одну важную новость: «Движение по четырем полосам трассы М‑6 Минск — Гродно открыто на протяжении всего пути следования».
Преобразились в тот год и «западные ворота страны»: Брест отмечал свое 1000‑летие. «Миллениум. Это по‑брестски», — отмечала «СБ» 6 сентября 2019 года.
Естественно, на знаковый юбилей в город над Бугом приехал Президент. «Брест сегодня в центре внимания, — писала «СБ» 7 сентября 2019 года. — Такое событие в буквальном смысле слова бывает только раз в тысячу лет… Тот самый повод обновиться, похорошеть, привести себя в порядок. Прибывший на праздник Александр Лукашенко не мог этого не заметить:
Все дороги ведут в Беларусь
Все дороги ведут в Беларусь
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Сегодня каждый может выбрать отдых в нашей стране на свой вкус и получить качественные услуги. Интерес к Беларуси возрастает. В связи с этим нами принят ряд нормативных актов, упрощающих въезд в страну. Однако работу в этом направлении нам следует продолжать. Нужно добиться того, чтобы турист без долгих раздумий купил билет в Беларусь и поехал, зная, что проблем с пересечением границы у него не будет.
На совещании по либерализации визового режима, 11 января 2018 года.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Беларусь — страна абсолютно открытая, и у нас есть что показать миру.
Тот, кто интересуется другим климатом, изучает страны, всегда может быть хорошим гостем нашей Беларуси.
В ходе встречи с генеральным секретарем ЮНВТО Зурабом Пололикашвили, 30 июня 2019 года.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Денис Дук, председатель могилевской областной структуры РГОО «Белорусское общество «Знание», ректор Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова:
— Спрос на посещение Беларуси, знакомство с жемчужинами нашей страны был огромным. Потому и появилась идея безвизового въезда для иностранцев. На первом этапе, правда, ограниченного лишь территорией, прилегающей к Августовскому каналу. Но этот своего рода первый шаг оказался настолько удачным, что продление и расширение безвиза следовало год за годом. Мы показываем себя открытой, дружелюбной страной, в которую (кстати говоря, вопреки санкциям, промыванию мозгов людям западными политиканами) стремится все больше и больше туристов.
Получается как бы цепная реакция. Кто‑то побывал в Беларуси — рассказал о стране своим знакомым или увидел на каком‑то интернет‑ресурсе. Вот и появились очередные желающие посетить наши края.
Но мало пригласить к себе гостей. Надо сделать, чтобы пребывание их было комфортным: создать удобную и современную инфраструктуру. Что и делается. Говорю в первую очередь о дорогах: как новых, так и реконструированных. И удобных для поездок по Беларуси. Причем не только для туристов, но и для транзита грузов. Создавая новые магистрали, мы работали не только на имиджевую составляющую. Еще и на экономику, артериями которой и называют дороги.
📷Александр Лукашенко на открытии реконструированного моста через реку Припять в Житковичском районе.
📷Мост через Припять в Житковичском районе.
📷В 2019 году Брест отметил 1000‑летие.
📷Открытие новой взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск, 3 мая 2019 года
📷Во время открытия новой взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск, 3 мая 2019 года
С каждым годом Беларусь становилась все более заметна и уважаема на международной арене. Об этом свидетельствуют и мероприятия международного уровня, которые неоднократно проходили в нашей стране.
Белорусская сторона является настоящим «поставщиком» безопасности на пространстве ОБСЕ».
— Дорога получилась красивой и надежной. Пройдет много лет, и мы будем гордиться, что построили такую автомагистраль».
— За этот год новый мост должен быть там построен».
— Мосты объединяют, в этом их функция. А это суть нашей политики — быть едиными и стойко держаться друг друга».
«СГ» 7 марта 2018 года в статье «Местные дороги просят добавки. Своей» конкретизировала: «Республиканские дороги у нас в хорошем состоянии. Это отмечают даже иностранцы. А вот местные подзапустили. 20 тысяч километров их — почти треть — требует ремонта. Сразу такой огромный объем не осилить. Скорректированной Госпрограммой по развитию и содержанию автомобильных дорог на 2017 — 2020 годы намечено привести в порядок 7 тысяч».
И приводили в порядок не только дороги. В декабре 2017‑го просел мост через реку Припять. «СБ» 2 марта 2018 года под заголовком «Мосту быть» рассказала о том, как отреагировал на проблему Глава государства: «Президент о ситуации осведомлен и распорядился:
И уже 8 ноября 2018 года в статье под заголовком «Принимай, страна, подарки!» «СБ» информировала о том, что Президент торжественно открыл автомобильный мост в Житковичском районе: «Это не просто транспортная артерия, связывающая Житковичи и Туров, а поистине стратегический, жизненно важный для экономики региона и страны экономический путь. Когда в прошлом году мост вышел из строя, Президент взял под личный контроль все работы, связанные с его восстановлением. Эта грандиозная стройка вполне заслуженно войдет в новейшую историю нашей страны».