Боливия — небольшая страна в Андах (11,8 млн жителей в 2021 году). Несмотря на длительную испанскую колонизацию, которая глубоко перестроила боливийское общество, страна исторически является одной из самых изолированных и самых бедных в мире. Боливия сильно раздроблена на всех уровнях: этнически, экономически, политически. Историческая слабость государства объясняет непрерывную серию военных поражений от соседей, в частности от Чили и Парагвая, что породило сильный национализм, но не позволило стране реформироваться и восстановиться.
С такого рода явлениями нельзя покончить с помощью юридических решений или путем «цветных революций», пример тому — Венесуэла: с чавизмом (возрождающимся в настоящее время) не удалось покончить ни госперевороту 2002 года, ни временному президентству Хуана Гуайдо в 2019‑м.
Несмотря на убедительную победу на выборах в 2009 году, Эво переходит к все более умеренной политике, которая доминирует в социальных движениях, приведших его к власти. Он не противостоит миру бизнеса, наоборот, помогает ему развиваться. Поэтому Моралес является представителем не столько классовой борьбы, сколько коренного и народного национализма. И результат оказался налицо.
Феномен эвизма: цветной против «цветных»
Национальный лидер без оглядки на «мировые стандарты»
В конце 2006 года крусенистам удалось организовать протесты одного миллиона человек в четырех провинциях Media Luna. Влияние крусенистов росло, но бороться с правительством было трудно, поскольку Эво был очень эффективен экономически, а его сторонники прекрасно подготовлены и хорошо организованы благодаря профсоюзным и индигенистским сетям.
Экзорцизм на службе «цветной революции»
Борьба достигла решающего момента после референдума 10 августа 2008 года. Эво победил на выборах в Ла-Пасе, и в то же время префекты-крусенисты победили в своих регионах. Конфликт обострялся. Префекты (в частности Рубен Костас и Леопольдо Фернандес) решили перекрыть дороги, что парализовало страну, закрыть газопровод и запретить перемещение сырья и богатств.
Произошли столкновения между протестующими правого толка и правительственной полицией, которой было приказано подчиняться префекту, а не правительству. Затем Эво осудил «гражданский переворот», а его полиция силой взяла под контроль месторождения углеводородов в восточных регионах, в то время как силам правопорядка было приказано крусенистами подчиняться префекту, а не правительству.
130 из них были убиты в провинции Пандо (Порвенир) 11 сентября 2008 года. 12 сентября префект Костас поднял население против государства, а Эво Моралес приказал штурмовать аэропорт и город Санта-Крус. Эво одержал военную победу над крусенистами.
Необходимо отметить и религиозное измерение конфликта. «Зеленые кресты» вывесили транспаранты с фразой: «Иисус правит Боливией», они импровизировали экзорцизм: «Теперь мы связываем сатану! И всех демонов колдовства свяжем и отправим в бездну в этот час. Мы устанавливаем новое время в небе Боливии». Упомянутые «сатана и колдовство» подразумевали индейских богов и религиозные верования, отвергаемые католическими активистами.
Его правление совпало с глобальным ростом цен на сырьевые товары, что в сочетании с соответствующей экономической политикой позволило экономике расти при низкой инфляции (за время его правления ВВП вырос на 327 процентов). Экономическое неравенство, бедность и безработица снизились.
Оливье РОКПЛО, доктор, политолог, историк, геополитик, специалист по России и Вьетнаму, советник спецпредставителя Франции в РФ (университет Сорбонна).
Хорхе ЧАКОН-СОЛАР, университет Буэнос-Айреса (Аргентина), магистр экономических наук, специалист по финансовым вопросам Южной Америки.
Ее активисты, в частности крусенисты, не смогли предложить серьезной политической альтернативы.
В том же году провели референдум, на котором была успешно одобрена новая Конституция, декларирующая государственную собственность на природные ресурсы. Последующие годы характеризовались перестройкой правовой и финансовой архитектуры Боливийского многонационального государства, а также устойчивым ростом уровня жизни боливийцев.
Следует пояснить, что Боливия разделена на две части: западную, или андскую, и восточную. Восток, который в Боливии называют Media Luna («Полумесяц»), является самой богатой и агропромышленной частью страны. В Media Luna также сосредоточены углеводороды. Эта часть больше похожа на Аргентину или Парагвай, чем на андские территории: здесь живут белые и метисы, а индейцы — это внутренние мигранты, пришедшие с запада. Между этими группами существует социально-этническое противостояние.
И все же после трех лет борьбы боливийская оппозиция потерпела поражение. Посол США был выслан, а движение распалось, так как внутренне разделилось. Санта-Крус стал одним из самых динамичных городов мира, экспорт нефти и газа из этого же региона достиг рекордно высокого уровня, а Эво решил пересмотреть условия выплат c бразильской фирмой Petrobras и испанской Repsol. Эво также открыл для нефтяных компаний возможность вести разведку в заповедных зонах боливийской Амазонии. В 2013 году мир между большинством крусенистoв и Эво Моралесом окончательно закрепился встречей префекта Костаса с Эво, которая переросла в сотрудничество.
Последняя из пропагандистских книг о протестах называется «21 день сопротивления. Падение Эво Моралеса» и написана Робертом Брокманом, историком, который считает себя функционером «цветной революции». По его мнению, эта «революция» стала «продуктом спонтанной мобилизации, результатом коллективного идеала демократии, который был нарушен и захвачен». И она же «добилась при посредничестве богини Фортуны того, чего не добились венесуэльцы или сирийцы даже при огромных человеческих жертвах».
Ныне возможность возвращения Эво Моралеса к власти весьма реальна в краткосрочной перспективе. Вероятность того, что он сделает это в качестве президента республики, не так высока, как вероятность того, что он сделает это через подконтрольного ему президента. В политической истории Латинской Америки такое случается очень часто.
«Зеленые кресты» либерального «полумесяца»
По происхождению кечуа и аймара, Эво сыграл центральную роль в создании новой партии и новой политической игры в Боливии. Из сельской политической группы мелких плантаторов коки и нелегальных рабочих этот профсоюзный деятель сумел собрать вокруг себя несколько различных движений и объединить их в партию. Это были, во-первых, госслужащие-националисты — наследники революции 1952 года, которые хотели поставить государство в центр экономики, во-вторых — традиционные левые, которые настаивают на классовой борьбе и состоят из рабочих и профсоюзных активистов. И в-третьих, коренные индейские крестьяне, требовавшие культурных прав, включая право на выращивание коки (части их исторического наследия).
Боливия — крупный производитель коки, серебра и соевых бобов, имеет большие нетронутые месторождения лития.
В 2005 году здесь к власти пришел индейский профсоюзный деятель Эво Моралес. Он предпринял ряд смелых структурных реформ, направленных против традиционных элит и некоторых крупных транснациональных корпораций. Результатом недовольства последних стали две «цветные революции», причем каждая завершилась поражением.
На стыке этих трех групп, членом которых он одновременно являлся, Эво создал Движение к социализму (MAS), давшее ему очень широкую базу в Андах, а также некоторое влияние и в тех частях страны, где настроения по отношению к его государственной политике, национализации и к его личности в целом были скептичными. Изначально аморфная партия зависела от харизмы Эво и его личной способности вести сложные дебаты внутри этой разнородной коалиции, ведь мир рабочих и шахтеров, скажем, в Потоси или мир госслужащих в столичных Сукре или Ла-Пасe (столица Боливии — город Суре, это место пребывания Верховного суда, однако большинство правительственных учреждений страны находятся в Ла-Пасе. — Прим. ред.) не имеют ничего общего с миром андских крестьян, выращивающих коку и говорящих не по-испански. Эти три культурных мира, чуждых друг другу. Кроме того, власть Эво также основана на его способности быстро достигать целей и обещаний, данных в ходе предвыборной кампании: конституционной реформы, прекращения прессинга профсоюзных активистов, национализации углеводородных фирм.
Именно эти префекты (региональные руководители) оказались лидерами той классической «цветно-правой революции», которая претендовала на борьбу с новой Конституцией во имя региональных институтов. Они требовали полной экономической и юридической автономии для четырех провинций Media Luna, а в случае отказа провозглашали бы независимость четырех их, обладающих львиной долей экономических возможностей страны. Конечно, это означало бы конец Боливии. Они также пытались использовать часть эвистского дискурса: Эво Моралес подчеркивал, что Боливия является многонациональной страной благодаря коренному населению, вот крусенисты и претендовали на статус «другого народа» — более белого и более креольского, чем жители Ла-Паса. Хотя на самом деле крусенисты хотели уничтожить авторитет Эво и свергнуть его.
Вокруг всех этих особенностей экономического и религиозного развития с 1950‑х годов зародилось сепаратистское политическое движение, одним из проявлений которого стал Юношеский союз Санта-Круса (ЮССК, или крусенисты). Это мощное и хорошо структурированное правое политическое движение молодежи, использующее в качестве своего символа зелено-белый флаг с зеленым крестом (город Санта-Крус переводится с испанского языка как «Святой Крест»). При этом сам Санта-Крус — экономическая столица страны благодаря экспорту сои (номер один в мире), сахара, риса и хлопка. Активисты этого города были сторонниками неолиберализма в стиле США и не приняли победу на выборах Эво Моралеса — человека, который представлял все, что они отвергают: социализм, левизну, индигенизм, профсоюзное движение неграмотных и отсталых крестьян и большие налоговые отчисления для помощи этим людям.
СШA в лице своего посла в Боливии Голдберга провели консультации с префектом Санта-Круса Рубеном Армандо Костасом Агилера. Это было началом этнополитической войны с сильным расизмом против «социалистов-индейцев» аймара (именно таков андский этнос семьи Эво), которые подвергались нападениям в городах Media Luna.
Поскольку эвизм был этническим андским движением, он ассоциируется с использованием випхалы — традиционного флага андских народов, который представляет собой разноцветную шахматную доску. С приходом к власти Эво Моралеса этот флаг стал официальным наряду с флагом Боливии. Однако его отвергли «зеленые кресты», узревшие в нем символ «андской дикости и колдовства».
В качестве ответной реакции на этот андскo-эвистский флаг «цветное» правительство Жанин Аньес (исполняющей обязанности президента Боливии после отставки Эво Моралеса, а в марте 2021 года арестованной по обвинению в госперевороте. — Прим. авт.) решило придать официальный статус флагу индейцев Восточной Боливии — патуху. Как только эвисты вернулись к власти, патуху лишили официального статуса.
Зато эвизм как опора на истинно национального лидера характеризуется количественным улучшением общих условий жизни боливийцев и экономическим прогрессом, которого страна не видела десятилетиями.
С другой стороны, Эво Моралес не идеолог, как Уго Чавес. Его партия, придя к власти, значительно изменила свою позицию, не заменяя чиновников предыдущей администрации и предпочитая вести с ними гибкие переговоры, что оказалось очень эффективным в Ла-Пасе.
Рубен Армандо Костас Агилера.
Оппоненты Моралеса — истерия и хаос.
Возможно, одной из самых важных политик его правительства была национализация многочисленных иностранных фирм, особенно фирм, контролировавших основные ресурсы страны — углеводороды. Земельная реформа 2006 года стала еще одним ключевым аспектом деятельности его правительства, в результате которой крестьянам и коренному населению передали почти 2,5 млн гектаров земли.
Доля среднего класса в Боливии уже превысила 10 процентов. Экономика выросла в три раза, бедность сократилась вдвое, а разрыв между высокими и низкими доходами уменьшился на 17 процентов.
В сентябре 2008 года посольство США напрямую поддержало крусенистов, в итоге вооруженные студенты взяли штурмом официальные здания при поддержке региональных префектов.
Последствия «цветной революции» — грязь и неустроенность.
Последствия «цветной революции» — грязь и неустроенность.
Эвизм же можно отнести к числу наиболее актуальных и сложных массовых политических движений в Латинской Америке в XXI веке. Однако его значение обычно недооценивается из-за небольшого размера Боливии и ограниченного международного влияния.
Как всегда бывает при «цветных революциях», издались книги о событиях, написанные их участниками. Это важный и весьма характерный момент: свергнутые правительства не рассказывают свою версию событий столь быстро и с таким энтузиазмом, как это делают «цветные революционеры».
Тем не менее, оглядываясь назад, можно сказать, что «цветная революция» в Боливии стала кратковременной победой некомпетентности правых элит.
Беснующиеся революционеры.