Приведем исторические документы, раскрывающие агрессивный характер политики Варшавы по отношению к Беларуси с момента получения Польшей свободы (7 октября 1917 года) и объявления ее независимости 7 ноября 1918‑го.
Собственно, желание присоединить Беларусь к Польше в XX веке стало приобретать реальные очертания с первых дней появления Королевства Польского Регинцийного, образованного Австро-Венгрией и Германией на оккупированных ими польских землях, «вырванных из-под русского господства». Власть вновь образованного «самостоятельного» королевства не распространялась на польские земли, входившие тогда в состав Австрии и Германии. Будучи союзниками центральных держав (Германии, Австро-Венгрии…), польские националисты после занятия западных областей Беларуси германскими войсками потребовали немедленной колонизации для себя оккупированных земель.
К этому времени у польских элит формируется четкое понимание необходимости наличия рынка сбыта товаров своей промышленности и свободных земель для расселения польского населения (по статистике того времени, каждые 45 лет население Польши удваивалось). Но так как польские колонии отсутствовали, то объектом решения экономических и демографических проблем Польши была избрана Беларусь, ибо там имелся ряд предпосылок для их разрешения, при этом более предпочтительных для польских элит, чем в Прибалтике и в Украине. Так, среди экономических обстоятельств необходимо назвать полное засилье польского капитала в дореволюционной Беларуси и принадлежность основной массы белорусских землевладельцев к этническим полякам. Соответственно, польские элиты «закономерно» рассматривали земли Беларуси в качестве своих «исторических» территорий, прикрывая свои устремления все тем же лозунгом: «За нашу и вашу свободу!»
Задачу разработки планов колонизации белорусских земель поручили исполнять Экономическому институту при Главном национальном комитете в Кракове (Naczelny Komitet Narodowy) — органе военной власти Королевства Польского. Постоянный член Рады БНР и председатель правительства Белорусской Народной Республики Александр Цвикевич в своем произведении «Западная Беларусь», опираясь на документы и работы создателей планов инкорпорации Беларуси в Польшу, достаточно подробно проанализировал этот процесс. В частности, он раскрыл концепцию одного из наиболее последовательных и активных сторонников инкорпорации Беларуси Владислава Студницкого-Гизберта, который в ряде своих работ 1910 — 1919 годов («Sprawa Polska», «W sprawie stosunku politycznego Polski do tej ziem wschodnich»...) выражал свое мнение о белорусах следующим образом: «Ни о каком белорусском народе не может быть речи, ибо народ — это понятие политическое, а белорусы никаких собственных традиций не имеют… Для того чтобы польский народ был великим, для того чтобы польское государство осуществило свои исторические задачи на востоке, необходимо, чтобы Беларусь была присоединена к Польше как ее часть, как простая ее провинция или, вернее, колония…
И по сей день порой звучат диаметрально противоположные оценки событий 1921 — 1939 годов в Западной Беларуси. Вместе с тем объективное понимание этого периода белорусской истории имеет важное значение для развития нашей государственности. Очевидна необходимость именно такой нейтральной объективности, без перегиба в ту или иную крайность. Дать такую оценку тому периоду ставит целью материал, первую часть которого мы публикуем сегодня.
Рада Белорусской Народной Республики вынуждена была послать 18 апреля 1918 года телеграмму по радио в адрес «I. Г. Германского Канцлера и II. Польской Рады Регинцийной в Варшаве». В ней отмечалось, что пребывание на белорусской земле польского корпуса под командой Довбор-Мусницкого «… характеризуется чрезвычайно тяжелой формой воинского постоя… Подвергается жестокой реквизиции все без исключения имущество, воздвигаются… издевательства над местным населением, возвращаются наихудшие времена крепостного права: крестьян порют, сажают в тюрьмы, без суда и следствия вешают».
После публичного признания Польши как государства ее элиты сразу же начали войну против Советской Республики и белорусского народа под предлогом освобождения Беларуси от большевистского ига. Немецкие войска после ноябрьской революции 1918 года и капитуляции Германии стали оставлять захваченные территории. Польская знать, следуя намерениям восстановить новую Речь Посполитую в границах 1772 года, на землях Беларуси и Литвы образовала «Комитет защиты восточных окраин». Военные формирования комитета по указанию Юзефа Пилсудского вошли в состав Войска польского. Они оказывали эффективное сопротивление Красной армии, развязав, по сути, войну с Советской Россией и белорусским народом. Причины этой войны были все те же, как и 400, 300 и 200 лет назад: необходимость создания польской империи, обладающей колониями, одной из которых должна была стать Беларусь.
Придя в Минск во главе Войска польского, Юзеф Пилсудский обратился к населению бывшего Великого Княжества «Беларуска-Літоўскага» с обещаниями свободы для белорусов. Газета «Звон» в первом номере от 25 августа 1919 года приводит его слова на белорусском языке: «Ваш край столькі гадоў ня ведае свободы, гныбены варожым гвалтам расейскім, нямецкім, бальшевіцкім… Польскае войска, каторае я з сабой прывёў, каб выкінуць гаспадаванне гвалту і сілы… гэтае войска нясе ўсім Вам свабоду».
Польские туристы любуются экзотичной бедностью Западной Беларуси
В январе — марте 1918 года 1‑й польский корпус Довбор-Мусницкого, выполняя указания из Варшавы, оккупировал Борисов, Минск, а на отведенных полякам немецкими войсками белорусских территориях развязал настоящий террор против мирного населения.
Внешний вид жилища крестьянина-бедняка в предместье г. Глубокое в Западной Беларуси. Фото БЕЛТА
Министр юстиции и главный прокурор в правительстве Пилсудского Александр Мейштович объявлял: «Белоруссия самой историей предназначена быть мостом для польской экспансии на Восток. Белорусская этнографическая масса должна быть переделана в польский народ. Это приговор истории, и мы должны этому способствовать».
Какое бы то ни было самоопределение Беларуси должно рассматриваться как преступление… Дарование какой бы то ни было автономии этому краю — не может быть терпимо».
«На деле польская толерантность есть не что иное, как самая дикая нетерпимость национальная и религиозная… всем белорусам в польской дельнице грозит национальная смерть».
Но белорусский народ быстро понял разницу между красивыми словами польских националитстов о «свободе» и реальными действиями. В резолюции пленума «Цэнтральнай Беларускай Рады Віленшчыны і Горадзеншчыны» от 17 сентября 1919 года указывалось (орфография и пунктуация оригинала сохранены): «Розные кірункі польскай палітычнай думкі, пачынаючы ад «народнай дэмократыі» і канчаючы партыяй польскіх соцыялістаў па пытаньню аб стварэньні Незалежная Беларусі даволі выразна высказаліся… што абшары на Усход ад Польшчы да р. Бярэзіны, а можа і да Дняпра ёсць польскіе землі і іх трэба далучыць да Польшчы, а на Усход ад гэтых рэк ёсць расейскія землі. Такім чынам, усе польскіе грамадзянскіе і палітычные кругі саўсім ясна сталі на дарогу падзелу Беларусі і непрызнаньня яе незалежнасці». В протоколе совещания представителей БНР в Берлине 17 ноября 1919 года сказано: «Палякі на Беларусі надта уціскаюць матэряльна і маральна беларускае жыхарства». 27 января 1921 года правительство БНР в своем мемориале Патриарху Московскому и всея Руси Тихону констатировало:
Восстание подавляется с большой жестокостью: польская артиллерия стерла с лица земли три деревни. Погибли женщины и дети. За голову партизанского вождя Минчука назначено вознаграждение в количестве 20 тысяч марок.
В ответ на польскую оккупацию белорусы развернули настоящую партизанскую войну. Лидеры БНР в обращении к Парижской конференции 25 февраля 1920 года говорили следующее: «Народ Беларускі, каторы спатыкаў польскае войска, як войска прыязнае, цяпер зусім натуральна бурыцца супраць гэтага… Нават здалёк ад фронту — ў Брэст-Літоўскім павеці — вельмі часты прыпадкі забойства сялянамі польскіх жандароў (напр. у с. Малорыто забіты 4 жандары). Каля Кобрына сформаваўся атрад паўстанцаў лікам да 500 душ».
О борьбе белорусского народа информировали население многие издания западных стран. Так, в Латвии газета «Республика Сагс» 21 апреля 1920‑го писала, что повстанческое движение охватило всю Минскую губернию. Вооруженные отряды крестьян-повстанцев ведут ожесточенную борьбу с польскими жандармами. Помещики бегут в города.
Несмотря на отчаянное сопротивление Красной армии и белорусских партизан, поляки при поддержке иностранных держав одержали победу и согласно Рижскому договору получили в распоряжение Западную Беларусь. В состав вошли: Гродненская губерния, Новогрудский, Пинский, часть Минского, Мозырского и Слуцкого уездов Минской губернии, Дисненский, Лидский и Ошмянский уезды Виленской губернии. Площадь их территории составляла около 113 тысяч кв. км. с населением 3,485 млн человек. Из них белорусы составляли 65 процентов, поляки — 15 процентов, остальные — евреи, украинцы, литовцы и русские. Большинство жителей были православными.
Конкретно и ярко суть политики Польши по отношению к населению западнобелорусской провинции раскрыл бывший польский министр Витос. В частности, он заявил: «Наш спор с Россией о восточных землях вызвал 15 войн и три восстания, и он еще не разрешен, и разрешить его можно только по двум направлениям — колонизацией восточных земель польскими элементами и ассимилированием».
Юзеф Пилсудский в Минске (1919 г.)
В основе экономической политики правительства Польской Республики на территории Западной Беларуси лежало ярко выраженное стремление руководства II Речи Посполитой создать на белорусских территориях экономические предпосылки для ликвидации белорусских начал во всех сферах и утвердить польский образ жизни.
К началу 1930‑х годов было ликвидировано 230 промышленных предприятий, число рабочих сократилось на 46 процентов, количество продукции уменьшилось на 30 — 40 процентов.
Многочисленные данные говорят о том, что польское правительство проводило сознательную политику ограничения западнобелорусской промышленности. Например, сумма государственных кредитов, выданных Польским банком на одно предприятие Виленского и Новогрудского воеводств, в 1930 году была в 4,1 раза меньше, чем на одно предприятие в центральной Польше. За 20 лет нахождения Беларуси в составе Польши было построено всего 89 км железнодорожного полотна (Воропаево — Друя), и то для решения военных задач. В 1938 году в Восточной Беларуси валовой продукции промышленности на душу населения в ценах 1926 — 1927 годов было выпущено на сумму 400 рублей, а в Западной Беларуси — на 48.
На западнобелорусских землях запрещалось строить новые заводы и фабрики без специального разрешения, а отрасли промышленности, которые были экономическими конкурентами предприятий в самой Польше, ликвидировались. Промышленность была ориентирована не на производство промтоваров, а преимущественно на добычу и переработку сырья и сельхозпродукции. В 1929 году с западнобелорусских земель вывозилось 60 процентов всей льнопродукции края, 32 процента рыбы и 42 процента мяса.
В 1922‑м польское правительство передало англичанам и французам право на вырубку Беловежской пущи и других лесных массивов, табачное производство — итальянцам, а спичечное — шведам. При этом единственным стремлением иностранцев стала беспощадная эксплуатация белорусской природы и самих белорусов. Так, с 1919 по 1939 год на территории Западной Беларуси было высечено 589,2 тысячи гектаров лесов. Натуральный прирост лесных массивов за это время составил только 41,8 тысячи гектаров.
Не менее плачевное состояние было и в сельском хозяйстве, в котором занято от 80 до 90 процентов всего населения Западной Беларуси. Как и во всех сферах экономики края, здесь господствовали поляки, составлявшие основную часть крупных помещиков. Средний размер участков землевладельцев польской национальности на территории Западной Беларуси составлял 510 гектаров. В то же время 56 процентов крестьянских хозяйств имели площадь менее пяти гектаров каждое, а белорусские крестьяне «довольствовались» одним-двумя гектарами или вообще ничего не имели. Белорусы Восточных Кресов на своей собственной земле были бесправной и угнетенной частью населения польского государства.
Если в целом оценивать принятые меры польского правительства по реорганизации западнобелорусской деревни, то они способствовали повышению производительности сельскохозяйственной продукции. Но при этом улучшило свое положение и обогащалось лишь польское панство. Состояние крестьян Западной Беларуси как национального субъекта в политических отношениях стало более сложным, а в экономическом плане характеризовалось общим обнищанием.
В процессе анализа жизнедеятельности наших соотечественников на территории Западной Беларуси возникает вопрос: что заставляло польских националистов так относиться к белорусскому населению? Ведь с момента получения Польшей независимости польские власти брали на себя перед мировым сообществом обязательства свято соблюдать права национальных меньшинств в государстве. Данные положения были прописаны в ряде международных договоров и в Конституции Польши (ст. 110, 111, 114). В начале 1924 года в Париже создается Комитет угнетенных Польшей наций, члены которого всему миру доводили правду о действиях польских властей в области образования, культуры и религии в Западной Беларуси.
Желая выглядеть европейским государством, польские элиты пытались придать своим действиям на Восточных Кресах видимость легитимности. 31 июля 1924‑го принимается закон «Об организации школьного дела для национальных меньшинств в Польше». Этим законом предусматривалась возможность открытия белорусских школ там, где белорусы составляли более 25 процентов от числа родителей, проживающих в данной местности, и имелось бы не менее 40 детей. По требованию жителей в таких населенных пунктах могли открываться белорусские школы. Но если в этой же местности найдется хотя бы 20 детей, родители которых будут выступать за польский язык, то там вводится обучение на двух языках.
Утраквизация (то есть создание польско-белорусских школ), с одной стороны, как бы создавала положительный имидж польского правительства на международной арене. Но, с другой стороны (поляки не были бы поляками), она была одним из инструментов для интеграции польских начал в западнобелорусское общество.
Мальковичская школа — Ганцевичский район — под Польшей
Угнетение белорусов и их ассимиляцию остановить было невозможно, ибо причины колонизации белорусского населения содержались в самой сути польской государственности. Поляки всегда стремились иметь унитарное государство, поэтому все народы, очутившиеся в силу каких-то обстоятельств на территории Польши, в процессе ее исторического генезиса добровольно-принудительно должны были превращаться в польский этнос. Как оказалось, во вновь созданной в 1918 году Польской Республике этнические поляки составляли только 65 процентов, а для унитарного государства их нужно было иметь 85 процентов. То есть превращение белорусов в поляков представляло политическую потребность полноценного функционирования польского государства.
Политика ассимиляции белорусского народа в какой-то степени стала национальной идеей Польской Республики до 1939 года.
«Ни о каком белорусском народе не может быть речи…»
«Защита», похожая на беспредел
Польская «толерантность» — это дикая нетерпимость
«Мост для экспансии на Восток»
Экономический аспект: курс на ликвидацию
Отношение к истории — Лидский замок поляки превратили в футбольный стадион
Крепостничество и осадничество
Более того, в Западной Беларуси в значительной степени сохранились крепостные отношения. Пережитки крепостничества были вызваны земельным «голодом», заставлявшим крестьян арендовать землю у помещиков, правом пользоваться сервитутами и т.д.
Немаловажную роль в превращении белорусских крестьян в маргинальную часть населения сыграла и политика осадничества. Еще в 1920‑м руководители Польской Республики обещали своим солдатам во время войны с Советской Россией землю в вознаграждение за их службу Польше: «Земля, завоеванная польским солдатом, принадлежит только ему». 17 декабря 1920 года сеймом II Речи Посполитой был принят закон о зачислении в земельный фонд государственных и частновладельческих земель в восточных воеводствах и о колонизации их польскими переселенцами (закон об осадничестве).
Бесплатно или по очень низкой цене полковник получал 30 гектаров земли, капитан — 20, поручик — 15, рядовой — около 9 — 10. Осадниками становились и генералы. Даже Юзефу Пилсудскому выделили земельный участок в несколько десятков гектаров.
План распределения осадников разрабатывался военным министерством. Военные поселенцы были сведены в воинские подразделения и части. С ними регулярно проводились сборы и учения. Осадники бесплатно обеспечивались конями, другим скотом, сельхозинвентарем, стройматериалами, им выдавались льготные кредиты на обустройство поместий. Польские военные колонисты на белорусской территории одновременно были и полицейскими. Поэтому они имели оружие и право на его применение в отношении белорусов. Осадники принимали активное участие в полицейских и карательных акциях против местного населения, они являлись социальной опорой польской власти в Восточных Кресах.
Общее количество польских переселенцев на территорию Беларуси с 1921 по 1939 год в настоящее время называется разное. Ученые Института истории НАН Беларуси называют 6 тысяч, историки с Гродненщины — 34 тысячи, послы (депутаты) сейма предвоенной Польши — от 40 до 100 тысяч. Некоторые публицисты говорят о цифре до 300 тысяч осадников-колонистов, приехавших в Западную Беларусь. Такой разброс цифр объясняется тем, что почти все документы по осадничеству проходили по военному ведомству с грифом «Секретно» или «Сов. секретно». В годы Второй мировой войны большинство из них пропало, современные историки точными данными не располагают. Но суть происходящего четко выразил Бронислав Тарашкевич, назвавший министерство земельных реформ Польши «міністэрствам каланізаціі і асадніцтва».
Положение «угнетенных Польшей наций»
Большинство преподавателей в утраквистичных школах были людьми, не знавшими белорусского языка, перед ними ставились конкретные цели полонизации Беларуси. На практике присутствовало только временное отступление от общей политики маргинализации белорусского народа в Западной Беларуси. И по-другому быть не могло.
Ассимиляция как национальная политика
За все время существования Западной Беларуси в правительственных кабинетах Польши, на различных многочисленных мероприятиях польского шляхетства, в решениях польской католической церкви, как правило, присутствовало стремление обсудить и предложить конкретные меры по ассимиляции белорусского народа.
«Не хотим здесь Беларуси»
В этом плане представляет интерес конференция элит Польши от 24 апреля 1937 года с повесткой «Активизация польского элемента в северо-западных землях Польской Республики», которая как бы подводила некоторые итоги денационализации западных белорусов и конкретизировала мероприятия по ее совершенствованию.
Так, генерал Ярнушкевич отмечал на ней: «Недостаточно, что кто-то считает себя поляком и остается православным. На востоке синоним польскости — католицизм… Воспитатели — это ксендз, учитель, офицер и младший офицер… Мы уже имеем в распоряжении польского учителя, чиновника… Польская культура должна главенствовать в северо-восточных землях… Мы должны то польское население, которое здесь живет, и то, которое приедет, наделить привилегиями».
Польская школа в Западной Беларуси
Другие участники конференции не отставали от генерала Ярнушкевича. При этом, если воевода де Траммеркурт только ограничивался видением в школах «центров по полонизации» белорусов, то предложения воеводы Ботяньского были программными в деле изжития белорускости на западнобелорусских землях: «Я целенаправленно избегаю обучения на белорусском языке… Я убежден, что дети, обучаемые на польском языке, когда вырастут, сами захотят на службе слышать польский язык…
В ходе дебатов мы говорим, что не хотим здесь Беларуси… Большая часть белорусов политически и националистически созрела… В качестве противодействия есть способы культурного влияния, а где не хватит, то даже и силой. Мы не требуем слишком многого, но если они не могут сменить сердце, то должны сменить кожу…
Польский порядок следует вводить даже силой… В восточных землях школа должна быть политической, это такое могучее оружие для полонизации, что должно использоваться политической администрацией… Католицизм должен быть оплотом на этой территории».
Бывший воевода Белостокского воеводства Г. Осташевский, подводя итоги политики колонизации и ассимиляции, 23 июля 1939 года писал в политический департамент МВД Польши: «Белорусы — есть этническая группа населения, осевшая на земле и связанная с нею. Процесс ассимиляции, о котором может быть речь, когда говорили об укреплении польского владеющего положения на этом участке, со времен возрождения Речи Посполитой не достиг значительных результатов. Сознательно белорусский элемент содействует движению прорусской ориентации. В первом ряду стоят здесь довоенные русские симпатии. Вместо них мы должны выработать симпатии к Польше».
От «выработки симпатий» к санации
В качестве примера «выработки симпатий» польскими властями у белорусов к новой Польше можно привести наглядный материал, который был опубликован 3 сентября 1924 года в газете Гродненщины «Сын Беларуса»: «У студзені 1921 года выйшаў прыказ Горадзенскага Старосты Рогалевіча аб тым, што Беларускі Нацыянальны Камітэт Горадзеншчыны зачыняецца. Пачаліся вобыскі і арышты сяброў камітэту… Праз месяц была зачынена Беларуская Грамада Моладзі. Пачалося сярод народу хваляваньне… Дэлегацыя паехала ў Сойм да Варшавы, — але-ж нічога не дабіліся… Пачаўся яшчэ горшы ўціск беларусаў. Усе беларускія арганізацыі былі закрыты, беларускія школы ў Горадзеншчыне, якіх было йшчэ каля ста, зачынены (асталіся толькі чатыры), а ў пачатку вучэбнага году 1921 — 1922 на ўсю Горадзеншчыну было ўжо адна беларуская школа ў м. Горадні… У канцы 1920 г. у Горадні быў адкрыты Саюз Беларускіх Кааператываў… У красавіку 1921 г. па загаду Горадзенскага Старосты Рогалевіча ўсе 20 кааператываў былі зачынены».
Седьмой параграф Рижского договора Польша игнорировала.
12 мая 1926 года власть в стране захватили пилсудчики и начали проводить политику «санации». При ее осуществлении польские власти уже открыто пренебрегали своими обязательствами по соблюдению прав национальных меньшинств в экономике, социальной сфере, культуре, образовании, религии, использовании белорусского языка.
Окончательно завеса красивых слов о соблюдении прав нацменьшинств в Западной Беларуси была снята 18 сентября 1934‑го на заседании Лиги Наций. Министр иностранных дел Польши Бек тогда заявил, что до введения в жизнь общей и унифицированной системы защиты прав национальных меньшинств польская сторона в одностороннем порядке отказывается от соблюдения положений Малого Версальского трактата 1919 года. Интересы меньшинств будут регулироваться только «внутригосударственными правовыми актами».
Проследим на практике, что из себя представляли польские «внутригосударственные правовые акты» для белорусского народа в социальной сфере.
Например, в Коссовском повете работали две больницы — Коссовская на 30 коек (стоимость за сутки — от 2 до 4,5 злотого) и Ружанская на 19 коек (стоимость за сутки — от 4 до 6 злотых). Работающий белорус не мог это оплатить, так как средняя заработная плата в Западной Беларуси составляла 1,5 злотого в день для мужчин.
На социальное обеспечение населения органам самоуправления в Западной Беларуси в 1935 — 1936 годах выделялось 2811 тысяч злотых, а центральной Польше — 18 638 тысяч злотых.
Безработица была бичом несельского населения Западной Беларуси. Но только 13,6 процента от общего количества не имевших работы получали пособия по безработице, которые были гораздо меньше, чем в центральной Польше.
«Ніякай Беларусі, а ні беларускіх школ не прызнаюць»
Особо пристальное внимание польские власти на территории Западной Беларуси уделяли системе образования. До передачи Польше этих земель работали 359 белорусских школ, учительские семинарии в Свислочи и Борунах, белорусские гимназии в Новогрудке, Несвиже, Клецке, Радошковичах и Вильно. Но уже в 1919‑м поляки, оккупировав ряд белорусских районов, закрыли учительские семинарии в Свислочи и Вильне, высшее начальное училище в Гродно, а также большинство белорусских школ.
В результате открытой антибелорусской политики польских властей к 1922 — 1923 учебному году осталось всего 32 белорусскоговорящие школы, а в 1938 — 1939 учебном году в Западной Беларуси уже не было ни одного белорусского учебного заведения, 13 процентов детей школьного возраста нигде не училось, 43 процента населения в возрасте от 10 лет было безграмотным.
Интеллигенции из числа коренного белорусского населения насчитывалось совсем мало. В докладе в Центральную раду Виленщины и Гродненщины 17 сентября 1919 года «Аб палажэньні беларускай справы у Гарадзеншчыне» говорилось (орфография документа сохранена. — Прим. ред.): «З дакладу вучыцялеу аб адносінах польскай улады да беларускага школьніцтва чуваць была адно — ніякай Беларусі, а ні беларускіх школ не прызнаюць… Вучыцялі адказалі, што яны беларусы і могуць вучыць толькі у сваей роднай мове. Калі так, адказау інспектар, то едзьця на сваю Беларусь, калі яна гдзе есць, а тут я не пазваляю».
Члены Товарищества белорусской школы. Скидель, 1921 год
Негативное отношение к белорусским школам власти объясняли тем, что те — «часть коммунистической подрывной деятельности», и как бы нет закона в польском государстве, который регламентировал бы открытие белорусских школ. Наглядным дополнением этих слов является записка Полесского воеводы Вацлава Костека-Бернацкого для МВД Польши: «Предложения в деле школьного строительства и развития польской пропаганды» (1937 год):
«Учительские силы для полесской деревни должны быть набраны исключительно из среды польского элемента… Не может быть и речи о том, чтобы в течение ближайших 10 лет учителем на Полесье был россиянин… белорус, или даже учитель-полешук».
Образование по-польски: «бил, пока дитя не почернело»
В результате такой политики преподаватели белорусской национальности переселялись в центральные и западные воеводства, а их места занимали выходцы с запада страны — этнические поляки. В 1933 году в Виленском воеводстве из 2049 преподавателей поляков было 1933, белорусов — 60, на Новогрудчине и Полесье — соответственно 1660 и 78, 1150 и 54 человека.
Методы воспитания белорусских детей преподавателями польской национальности соответствовали государственной политике отношения к белорусам как к «туземцам». И избиение детей со стороны учителей-поляков было правилом, а не исключением.
Так, в деревне Крышаловщина Жуховицкой волости Несвижского уезда учитель Горбачевский систематически избивал детей. В одном из обращений белорусских послов (депутатов) польскому сейму приводится рассказ матери девочки, избитой Горбачевским:
«22 ноября сего года, в субботу, была избита девочка восьми лет Мария Буховец. Сперва линейкой, потом головой о стену, в заключение всего этого учитель ударил ее о землю, налег ей на голову и бил кулаками по спине, пока дитя не почернело».
И такие издевательства над детьми белорусов со стороны польских преподавателей были повсеместно. Так, в деревне Лядине Роготенской волости Слонимского уезда учитель Биль избил восьмилетнего ученика Петра Жигалика цепом, а также запугал и избил семилетнюю Стефанию Яковчик…
Обыденность жизни и быта Западной Беларуси
Что касается белорусского языка, то он выживался не только из системы образования. Его употребление запрещалось властями во всех учреждениях и по всей стране. Уже на уровне гминов (сельсоветов) руководителями назначались представители центральных областей Польши («варшавяки»). При обращении к ним крестьян на белорусском языке они отворачивались и «не видели» просителя. Польские власти вместо кириллицы разрешали писать на белорусском языке только латиницей, уничтожая тем самым малейшие признаки принадлежности западных белорусов к восточнославянской цивилизации. В одной из своих интерпелляций депутаты Белорусского клуба в польском сейме писали: «В польских почтово-телеграфных правительственных учреждениях в белорусских областях не принимаются письма, адресованные по-белорусски, и телеграммы, написанные на белорусском языке, хотя бы даже латинским шрифтом. Белорусский народ, не владеющий польским языком, вынужден платить большие суммы денег за адресование писем и составление телеграммы на польском языке». А новогрудский воевода с 18 сентября 1921 года запретил изучать белорусский язык в школах не только в качестве основного предмета, но и дополнительного.
Такая же политика применялась к белорусским учреждениям культуры и СМИ, повсеместно закрываемым. В случае «необходимости» не брезговали прибегать к помощи полиции для их ликвидации. В 1927 году в Западной Беларуси легально издавались 23 белорусские газеты и журнала. В 1930 году их осталось только 12, а в 1932‑м — 8. Под конец 1930‑х годов ни белорусских газет, ни белорусских журналов не издавалось вовсе…
Если брать политические отношения в Западной Беларуси, то польское правительство на ее территории проводило жесткую политику по зачистке земель от неугодных, по его мнению, элементов. Так, во время избирательной кампании 1922‑го 11 белорусов стали депутатами сейма, а три — сената, в 1928‑м — соответственно десять и два белоруса попали в польский парламент.
Но на выборах 1935 года белорусских парламентариев уже не было, польское правительство решило больше не играть с белорусами в демократию.
Такой же люстрации подвергались политические партии и общественные организации. Польские власти их или уничтожали, или превращали в свои карманные структуры. Например, против созданной в октябре 1923‑го Коммунистической партии Западной Белоруссии (КПЗБ) как составной части Коммунистической партии Польши (КПП) была развернута настоящая травля. Ее членов полицейские, жандармы, легионеры и осадники уничтожали физически за то, что они были искренними защитниками прав белорусского народа. Также открыто преследовали боровшуюся за белорусов Белорусскую крестьянско-рабочую громаду (БКРГ) и отколовшуюся от эсеров Белорусскую революционную организацию (БРО). Несмотря на то что Белорусскую рабоче-крестьянскую громаду создали белорусские депутаты польского сейма и она объединяла в своих рядах 120 тысяч человек, ее деятельность 21 марта 1927 года официально запретили. 490 активистов БКРГ по решению суда бросили в тюрьмы, в том числе и некоторых послов (депутатов), невзирая на их конституционную неприкосновенность.
Свои действия по открытой ассимиляции и полонизации жителей белорусских территорий польские власти во многом объясняли наличием среди населения большого количества этнических поляков: от 20 до 45 процентов (по версии руководства Польши). При определении национальности на территории Западной Беларуси польские этнографы брали за основу единственный, имеющий второстепенное значение критерий установления национальности, сформулированный в начале XIX века, — вероисповедание (католик — значит поляк, православный — белорус). В этом состояла и состоит политическая роль польского Костела, которая и объясняет настойчивость поляков в католизации населения белорусских земель.
В связи с этим важно обратить внимание на цифры переписи белорусского населения, проводимой поляками в 1916 и 1920 годах, в сравнении с российской переписью 1897‑го. К примеру, Гродненский повет: 1897/1920 годы (в процентах): белорусы — 65,8/33,5; поляки — 5,6/54,0; литвины — 1,4/1,6; евреи — 19,8/10,6; русские — 6,3/0,16. Виленский повет: 1897/1916 годы (в процентах): белорусы — 42/10; поляки — 12,1/80; литвины — 35/5; русские — 3,3/0,5.
В настоящее время белорусские историки считают, что поляки тогда составляли 12 — 13 процентов, 67 процентов — белорусы, около 9 процентов — евреи. Еще 5 — 6 процентов — украинцы, 2 процента — русские, 3 процента — литовцы.
Отдельная тема политических отношений западнобелорусских земель — это религиозные вопросы, в частности, политика притеснения православия.
Ее суть выразил Комитет по национальным вопросам при Совете Министров в декабре 1935 года: «Православная церковь должна стать инструментом для распространения польской культуры на восточных землях».
Православие подвергалось самому бессовестному и поистине средневековому преследованию. Так, из 362 православных церквей, расположенных в 1915‑м на территории одной только Гродненщины, к 1925 году поляки узаконили только около 100 церквей. Богослужение запрещалось под страхом полицейского наказания. Подобное невиданное зверство в отношении православных храмов осуществлялось на основании декрета Генерального комиссара Польши от 12 октября 1919‑го о передаче православных церквей (бывших ранее католическими и униатскими) католической церкви (ревендикция). Такая практика сохранялась вплоть до 1939 года.
Кроме прямого уничтожения православных святынь, государственные власти настоятельно стремились изменить статус православной церкви на территории Польской Республики.
Изданные Министерством исповеданий и общественного просвещения «Временные правила об отношении правительства к Православной Церкви в Польше» (1922) передавали православную церковь в полное распоряжение государства. Главный смысл документа — установление синодально-консисторской системы управления православной церковью (подчинение государственной власти) и недопущение в ней соборных начал. Под давлением госчиновников в 1922‑м была объявлена автокефалия Польской православной церкви. Вскоре почти все высшее православное духовенство Западной Беларуси было готово сотрудничать с польскими властями. С середины 1930‑х годов XX столетия впервые в истории в православных храмах молебны стали проводить на польском языке, ибо этого категорически потребовала «Комиссия по делам православной религии», созданная 7 марта 1935‑го.
Во многом такому положению вещей способствовало закрытие духовных семинарий в Вильно и Кременце и перенос центра подготовки православного духовенства в Варшаву, где главную роль играл богословский факультет Варшавского университета с преподаванием на польском языке. В 1935 году в Белостоке было создано «Общество православных поляков имени Пилсудского», а в Гродно — «Дом православных поляков имени Стефана Батория», которые активно содействовали полонизации православных церковных служб. Данные процессы приняли необратимый характер после появления в Гродно «Научно-издательского православного института» (1938), призванного «распространять среди населения Западной Беларуси идею православия как польской государственной религии». Для этих же целей данный институт издавал ежемесячный журнал на польском языке Przeglad Prawoslawny («Православный обзор»).
Группа бывших политзаключенных Гродненской тюрьмы, освобожденных после прихода в Западную Беларусь Красной армии
Атака на белорусских католиков
Необходимо отметить, что не избежали полонизации и белорусские католики. Как только кто-то из католических священников ощущал себя белорусом и начинал пропагандировать идеи белорусской национальной идентичности верующим, сразу же попадал в немилость к польским властям. К примеру, все иерархи католической церкви в приграничной зоне прошли тщательную фильтрацию, и неугодных удалили. Виленский бискуп Юрий Матулевич как белорус был заменен на поляка Рамуальда Яблжыковского. Или еще пример: ксендз Станкевич, редактор клерикальной газеты «Крынiца», и Белорусские христианские демократы (руководителем которых он являлся) беспрестанно подвергались гонениям. Так, газету его партии закрыли, а работу партийных структур всячески ограничивали. Бискуп Яблжыковский выдал «Пастырский лист», запрещающий верующим не только принимать участие в работе партии христианских демократов, но и иметь хоть какое-то отношение к ее газете.
Характеристика политической обстановки на территории Западной Беларуси будет неполной без хотя бы некоторого анализа протестных выступлений населения и раскрытия настоящего террора польских властей против белорусского народа. В конце 1927 года белорусское освободительное движение вновь оживилось. Прошли забастовки в Вильно, Гродно, Пинске и т. д. В целях подавления белорусских протестов в Вильно были осуждены 96 руководителей и активистов Белорусской крестьянско-рабочей громады. В Белостоке судили 113 коммунистов и комсомольцев. В это же время состоялись «процесс 75» в Гродно и «процесс 35» в Белостоке.
В начале кризиса 1929 — 1933 годов в десятках городов произошли забастовки, митинги, демонстрации и «голодные» походы безработных. В течение 1932‑го в Виленском, Новогрудском, Полесском и восточной части Белостокского воеводств люди бастовали 51 раз. Участвовало 36 700 рабочих. Активизировались и крестьянские выступления: за эти годы в сельской местности произошло 500 антиправительственных выступлений. Там создавались дружины самообороны, крестьяне переходили к партизанской борьбе. В ответ на это власти распустили сейм. Многие деятели мало-мальски оппозиционных партий, в том числе и депутаты, были арестованы. Более 20 кружков ТБШ закрыли. Правительство ввело чрезвычайные суды. Во второй половине 1931 года в Западной Беларуси было вынесено 44 смертных приговора, в 1932‑м — 76.
Обращение к лагерному режиму
Но польским государственным элитам этого было мало. Для ликвидации малейшей возможности национальных проявлений среди белорусов и украинцев 17 июня 1934‑го президент Второй Речи Посполитой Игнацы Мосьцицкий подписал распоряжение «по вопросу о лицах, угрожающих безопасности, покою и общественному порядку», которое было заверено 11 министрами польского правительства, включая Юзефа Пилсудского. Формальным поводом для президентского решения послужило убийство 15 июня 1934 года боевиком ОУН Григорием Моцейко министра внутренних дел Польши Бронислава Перацкого и руководителя организации по сотрудничеству с властями Тадеуша Голувку.
Декларация Народного собрания Западной Беларуси