Листовки примерно такого содержания активно распространяли партизаны в Борисовском районе в марте 1943 года: «Советские граждане! Будьте осторожны! Германские власти в Краснодаре применяют газовые автомобили для уничтожения мирных жителей. Такие же машины смерти есть в Борисове и Борисовском районе. Не попадайтесь им!» Именно в это время в Краснодаре проходил судебный процесс над нацистами, во время которого стало известно о существовании дьявольского орудия смерти. Однако многим жителям Борисовского и других районов Беларуси не удалось избежать трагической участи: газовые машины здесь заработали раньше. Тысячи наших граждан стали жертвами политики немецкого геноцида на оккупированной территории и погибли от удушения газом. Подтверждение преступлений — уникальные документы Национального архива Республики Беларусь, выдержки из которых публикуются впервые.
— Специальные машины — душегубки (зондергрузовики, газвагены) стали одним из символов нацистской политики уничтожения. В ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны выявлены многочисленные документальные факты применения этих чудовищных машин на оккупированной территории Беларуси. Сохранившиеся документальные свидетельства подтверждают: нацисты по меньшей мере с осени 1939-го применяли угарный газ для убийства психически больных, умственно отсталых и физически неполноценных людей. По свидетельству очевидцев, для этого использовался буксируемый трактором герметичный фургон, в который из баллонов подавался угарный газ. Скорее всего, именно такая технология была применена при умерщвлении пациентов Могилевской межобластной лечебницы осенью 1941 года, — рассказывает заведующий отделом публикаций Национального архива Беларуси Святослав КУЛИНОК.
В фондах Национального архива сохранились документы, подтверждающие использование нацистами душегубок для реализации политики геноцида. В одном из них — свидетельские показания М. М. Зарецкой, которая во время немецкой оккупации проживала в Минском гетто.
Из протокола допроса М. М. Зарецкой от 23 декабря 1945 года:
«…Выгнав всех жителей, немцы начали вывозить евреев на крытых автомашинах за город, причем большая часть вывозилась в душегубках, в которых они сжимали по 70—80 человек. В душегубках было настолько тесно, что двери закрывали с силой по несколько человек. При погрузке люди не шли добровольно в них, а оказывали сопротивление, немцы хватали их и бросали силой».
Зарецкая наблюдала это, спрятавшись на чердаке. Она уточняла, что когда работала в автомастерских СД, то видела, как моют и ремонтируют душегубки, их было около шести штук. После каждой операции их чистили.
Показания узницы гетто не единственное подтверждение использования машин смерти на территории Беларуси. Житель Минска Я. М. Рубенчик прошел гетто, Тростенец, чудом остался в живых. Вот что он рассказывал на допросе 2 апреля 1947 года:
«...Душегубки видел своими глазами, и нас даже принуждали чистить их. Там мы часто находили женские волосы, вырванные с головы, зубы, очки, и во всех машинах внутри были сильно окровавлены стены».Он описывал газваген как обыкновенную автомашину наподобие крытых автобусов, только гораздо больших размеров. Она герметически закупорена, и доступа воздуха туда нет, внутри все обито оцинкованной жестью, в полу и по бокам малозаметные решетки, как вентиляторы, куда проходил газ, он сразу со всех сторон заполнял машину.
Рубенчик рассказывал, что «немцы сажали в такие машины по 50—60 человек, закрывали задние дверки, включали мотор. У шофера в кабине имелся рычаг, которым он регулировал доступ газа, после того газ врывался в машину — и сразу же люди начинали умирать. Душегубки немцами применялись начиная со второго погрома, то есть с 20 ноября 1941 года, и кончая 1944 годом, до самого прихода Красной армии. Самое большое умерщвление людей в душегубках было в июле 1942 года, когда немцы в течение четырех дней совершали массовые убийства при всевозможных пытках. Я сейчас даже не могу сказать, какие зверства они предпринимали в гетто, в лагерях советских военнопленных, гражданских лиц».
Убитых в душегубках, свидетельствовал Я. М. Рубенчик, немцы в конце 1941 и в течение 1942 года вывозили за два километра от
Тростенца. А уже в конце 1943 и начале 1944 года трупы сбрасывали в приготовленные в Тростенце ямы.
Вполне возможно, среди них были и эти показания Я. М. Рубенчика:
«Лично видел, как проходили душегубки, как после прихода их к ямам, там начинал взвиваться дым к небу. Это все означало то, что немцы всех людей, сброшенных из душегубки в ямы, обливали нефтью и поджигали».
Одновременно такая же политика уничтожения людей велась немцами в других белорусских городах. Мобильные газовые камеры использовались для убийства жителей Могилева, выяснила Могилевская городская комиссия ЧГК. Разбираясь в подробностях уничтожения оккупантами мирного населения и военнопленных в городе и его окрестностях, специалисты узнали, что «на расстоянии 6 километров от Могилева на протяжении всего периода оккупации уничтожено до 10 тысяч советских граждан, в том числе детского возраста. Уничтожение производилось путем расстрелов и применением специальной машины «душегубки» у противотанковых рвов местного лесоучастка Безводица».
В заключении от 5 октября 1944 года комиссия ЧГК отмечала: «...в кузов автомашины с герметически запирающейся дверью загонялось до 60—70 человек, обреченных на уничтожение, и после того как машина останавливалась у ямы, мотор душегубки продолжал работать и через приспособленные для этой цели трубопроводки подавал в кузов удушливые газы, которыми отравлялись находившиеся там заключенные. После удушения трупы последних сбрасывались рабочими в ямы и зарывались».
Подобным образом действовали в лагере в Барановичах. Оттуда с 22 сентября по 2 октября 1942 года, говорится в акте Барановичской городской комиссии ЧГК от 1 января 1945 года, под руководством начальника Барановичского СД-гестапо унтерштурмфюрера Амелунга Вальдемара, заместителя гебитскомиссара округа Бертрама Курта, обершарфюрера Берхарда Отто, заместителя начальника полиции округа оберштурмфюрера Шлегера в течение девяти суток вывозились на автомашинах и душегубках за город на расстояние 3 километров на поле между деревнями Грабовец и Глинище к заранее подготовленным ямам советские граждане: мужчины, женщины и дети. Все они были убиты.
— Есть подтверждения, что в душегубках на территории Беларуси травили газом не только жителей нашей страны, но и иностранцев, — рассказывает Святослав Кулинок. — В конце июня 1942 года на станцию Барановичи в спецэшелонах привезли семьи из разных городов Чехословакии. Это была преимущественно интеллигенция: врачи, инженеры, учителя. Около трех тысяч человек.
Когда эшелоны прибыли на станцию, людям сказали оставить все свои вещи, читаем подробности в акте Барановичской городской комиссии ЧГК. На вопрос об их дальнейшей судьбе немцы цинично отвечали: «На машинах вас отвезут пообедать». Под этим предлогом несчастных вывозили за город на расстояние 2 километров в урочище Гай и расстреливали. Часть убили, перевозя в душегубках. Пока одни команды расправлялись над беженцами, другие вытаскивали из вагонов все их имущество и перевозили в СД-гестапо. После еще долго из Беларуси в Германию шли посылки, в которых немцы своим семьям отсылали краденые одежду, мебель, снятые с трупов украшения и золотые коронки.
В августе 1941 года рейхсфюрер СС Г. Гиммлер был с инспекцией в Барановичах и Минске. Во время показательной казни ему стало плохо, и он распорядился разработать «более гуманные методы убийства, чем расстрел». За выполнение взялся унтерштурмфюрер СС доктор Беккер. В мозгах этого нацистского садиста родилась душегубка.
Один из самых кровавых нацистских палачей бригадефюрер СС О. Олендорф на суде рассказывал: «Назначение этих фургонов снаружи было разгадать невозможно. Внешне они ничем не отличались от обычных крытых грузовиков, но сконструированы были так, что при запуске мотора выхлопные газы шли в кузов машины, вызывая смерть находящихся там людей за 10—15 минут».
«Я видела там челюсти [из] искусственных зубов, волосы, испражнения и кровь, — продолжала свидетель. — Работники, которые производили промывку, фамилии их вспомнить теперь затрудняюсь, говорили мне, что в первый момент, когда начинал поступать газ в душегубку, люди, находившиеся в ней, рвали себе волосы, разрывали рты, и это мучение продолжалось в течение 5—10 минут».
— Нацисты тщательно скрывали использование газвагенов, однако комиссия ЧГК по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников собрала многочисленные свидетельства об их применении. Эти материалы были представлены в том числе на Нюрнбергском процессе, — подчеркивает Святослав Кулинок.
Душегубка во время работы, 1943 год
Генрих Гиммлер в лагере для пленных под Минском, август 1941 года.