6 августа в Могилеве отмечают день памяти святителя Георгия Конисского. Одному из тех, кого на наших землях, наряду с преподобной Евфросинией, игуменьей Полоцкой, великим проповедником Кириллом Туровским, игуменом Афанасием, считают столпом православия. Именно благодаря Конисскому здесь сохранилось православие.
Против исторической правды, как бы кто того ни хотел, не попрешь: в середине XVIII столетия на нынешних белорусских землях веротерпимости не было. Между католиками и представителями иных христианских течений периодически вспыхивали распри и конфликты. Перелом наступил в 1754 году, когда в Могилеве умер Иероним Волчанский — архиепископ единственной остававшейся на тот момент в Речи Посполитой православной епархии. Нового пастыря могилевчане, считавшие себя людьми исключительными, выбрали себе… сами. Просто поехали в Киев к ректору Киево-Могилянской академии Георгию Конисскому и предложили ему занять ставшее вакантным место. Конисский, надо сказать, к тому времени сделал весьма неплохую карьеру и мог запросто жить спокойно. Но просители утверждали, что лучше всего обитать в Могилеве. Конисский согласился — город встретил его салютами и фейерверками.
Часть экспозиции в музее духовно-просветительского центра посвящена Георгию Конисскому
Однако все оказалось не так хорошо, как расписывалось. Священники в епархии были неграмотными. Что уж говорить об их пастве?
Не оставался в полной безопасности Георгий Конисский и в собственном доме в Могилеве. Однажды толпа воспитанников иезуитского коллегиума напала на архиерейский дом и православную семинарию. Выломав ворота, они бегали по двору, кричали, били окна, стреляли из ружей. Ранили нескольких учеников и монахов. Сам же архиепископ спрятался в подвале.
Когда сегодня стоишь во дворе дома, где жил Георгий Конисский, трудно представить, что несколько сот лет назад здесь кипели такие страсти: все тихо, чинно. И стоит на секунду закрыть глаза, как представляешь, что в ворота въезжает карета, из нее выходит Георгий и благословляет окружающих. Может, эти ощущения не случайны? Дух святителя витает поблизости — многое напоминает о Конисском. Рядом с дворцом стоит крест в память о святом. Место, где находится бывшее жилище Георгия, в советские времена называлось вал Красной Звезды. Сейчас это Архиерейский вал. В самом же дворце — духовно-просветительский центр имени святого. В библиотеке много книг, связанных с Конисским. В музее часть экспозиции посвящена Георгию.
Обо всех перипетиях своей службы Конисский неоднократно докладывал Синоду, как, впрочем, и писал о преследованиях православных верующих. В результате между официальными Россией и Речью Посполитой возникала дипломатическая переписка, которая затягивалась, но никаких практических результатов не давала: православных продолжали притеснять.

В 1762 году на российский престол вступает Екатерина II. Георгий Конисский отправляется в Москву на коронацию. В речи, произнесенной перед императрицей, он буквально со слезами на глазах рисует состояние православной веры в Польше и просит государыню о помощи. Екатерина обещает поддержку. А в 1765‑м снабжает Конисского рекомендательной грамотой, с которой архиепископ едет в Варшаву.
Есть в Могилеве Свято-Никольский женский монастырь. Знаменит он в первую очередь Свято-Никольским собором. Гордость храма — удивительно красивый четырехъярусный иконостас, выполненный искусными могилевскими резчиками XVII века, среди которых был уроженец Шклова Клим Михайлов, знаменитый работой над царским дворцом в Коломенском, палатами Кремля. Подобный иконостас можно увидеть только в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.
Могилевский художник-иконописец Павел Димитриади, когда приходит в Свято-Никольский монастырь, первым делом идет поклониться иконе Георгия Конисского, если надо — попросить помощи в делах насущных. Икону эту во время крестных ходов несут во главе процессии. Автор — сам Димитриади. Говорит, начало работы над ней стало для него новым и очень важным этапом в жизни:

— Заказал мне икону почивший владыка Максим. Работать было интересно. Но сначала, как я ни старался, процесс не шел. Рассказал об этом владыке. А тот спрашивает: «Ты, когда пишешь, Богу молишься?» Ответил, что нет. Вопрос архи­епископа расценил как руководство к действию — когда брал в руки кисти, читал молитву. И работа пошла.
Был еще один случай. Я преподаю в художественной школе, и руководство как-то сделало замечание: мол, твои воспитанники давно не побеждали в разных конкурсах, не приносили дипломов учебному заведению. Пришел в монастырь, рассказал о своей проблеме святителю. И что вы думаете? Мои ученики «заработали» четыре диплома на международных конкурсах! Иначе как чудом случившееся назвать не могу. Думаю, чудес, связанных с Георгием Конисским, намного больше, просто мы о них не знаем. Пока…
Умер Георгий Конисский в 1795‑м и был похоронен в освященном им же Спасском соборе Могилева. Мощи его оставались нетленными. Тому есть свидетельства, датируемые 1812, 1875, 1915 годами. Их мог видеть, будучи в Могилеве, Александр Пушкин, впоследствии назвавший Георгия Конисского «самым достопамятным человеком XVIII века», мог созерцать их и последний русский император Николай II.

Вот только неизвестно место теперешнего нахождения мощей святого. Спасский собор был закрыт в 1929‑м. Годом позднее его передали под клуб. По одной из версий историков, комсомольцы, трудившиеся над «перепрофилированием учреждения», выбросили из храма все, что хоть в малейшей степени напоминало о религии, в том числе и останки Георгия. Не исключено, что сейчас они покоятся на валу, где стоял собор. А когда найдутся, появится еще один православный праздник: день обретения мощей.

Павел МИНЧЕНКО
Фото Павла МИНЧЕНКО
Видео Павла КУЗЬМНА
Георгий начал открывать школы, основал типографию. В общем, занялся просветительством, причем в непростых условиях. В те времена поляки, задавшись целью слить белорусские земли с Речью Посполитой, наткнулись на непреодолимое препятствие в виде православия.
Выступая перед королем Станиславом Понятовским, Георгий Конисский произносит блистательную речь на латинском языке, которая поразила поляков и была впоследствии переведена на многие европейские языки. «Вера наша, — говорил Георгий, — единственное преступление, в котором нас обвиняют. Мы христиане, но христианами же притесняемся...»
Выслушав Георгия, король пообещал подтвердить все права православных. Но дело затянулось надолго…

В 1772 году произошел первый раздел Польши. Для Беларуси, присоединившейся к России, жгучим оставался униатский вопрос. Когда целые приходы насильно обращенных хотели вернуться в православие, священники оказывали мощное противодействие. Религиозное противостояние могло бы выйти на новый виток, если бы не рескрипт Екатерины, позволяющий спрашивать у прихожан о выборе веры и в случае желания вновь стать православными назначать в эти приходы православных священнослужителей. Это было для Георгия Конисского торжеством. По его подсчетам, в 1781 — 1783 годах к православию возвратилось более 112 тысяч человек.
Поэтому предпринимались титанические усилия по обращению местных жителей в католичество. Тогда и была изобретена Уния — «мостик», по мнению ксендзов, для перехода от православия к католицизму. Униаты силой захватывали православные монастыри и церкви, а верующих пытались с помощью оружия загнать в костелы... История помнит случаи, когда люди, которые не желали изменить вере, шли под пытки, подвергались различным унижениям и оскорблениям.

Конисский, несмотря на огромный риск, много ездил по епархии. В июле 1759‑го, когда Георгий отправился в Оршу, толпы католических миссионеров, шляхтичей и польских солдат сопровождали архиепископа насмешками и бранью. В городе было запрещено бить в колокола, а вышедшие навстречу Конисскому цеховые процессии были разогнаны. Во время богослужения католики ворвались в храм и прервали службу, осыпая Георгия ругательствами: кричали ему «холоп», «схизматик». Затем выгнали его из церкви и преследовали до монастыря, где архиепископ скрылся. Чтобы добраться до Конисского, разъяренная толпа собиралась штурмовать обитель. Архиепископу удалось спастись — он был вывезен из города на телеге, прикрытый сверху разными грузами.
Но есть здесь еще один храм — во имя преподобного Онуфрия Великого. Основан он в 1793 году Георгием Конисским как зимняя церковь монастыря. Правда, увидеть ее святитель не успел. Но именно здесь в 1993‑м, ровно через 200 лет после закладки, Синод причислил Конисского к лику святых.
Этот храм не удивляет шикарным убранством, но, заходя в него, будто погружаешься в спокойствие и умиротворение. Нечто подобное я ощущал в Троице-Сергиевой лавре. Есть здесь и икона Георгия Конисского. Когда зашел в церковь, увидел прихожанку, которая ставила перед иконой свечу. Могилевчанка Лидия Петровна говорит:

— О Конисском, признаюсь, не знаю ничего. Но почувствовала, что надо подойти к иконе, попросить святого о помощи в решении моих проблем. Думаю, Бог меня к святителю подвел.

Монахиня Ника, среди послушаний которой проведение экскурсий по монастырю, говорит, что каждый, кто заходит в храм во имя преподобного Онуфрия Великого, затихает:
— Святитель Георгий был не только столпом православия. Еще и учителем благочестия, которого многим сегодня не хватает. Полагаю, каждый, кто заходит в храм, это чувствует.
Монахиня Ника
Интересный факт. До нашего времени дошло лишь одно изображение Конисского. Срисовано оно с портрета, висевшего в лютеранской кирхе Могилева рядом с портретом Мартина Лютера. Сегодня это может показаться невероятным, но в те времена Георгий отстаивал права всех, кто не исповедовал официальную католическую веру. А под строительство кирхи не только выделил надел земли, но и дал толику денег на возведение постройки. Вот протестанты и запечатлели своего благодетеля. В этом заключается одна из самых важных черт личности Конисского — толерантное отношение к другим. Он мог не принимать чужую точку зрения, но уважал ее. И при необходимости не только защищал своего оппонента, но и помогал ему.
Художник-иконописец Павел Димитриади
Свято-Никольский собор
Памятный крест напротив дворца Георгия Конисского