В Национальном архиве Беларуси хранится расписка, рассказывающая про апологетов белорусского национализма и его бчб-символики на оккупированных гитлеровцами белорусских землях. Согласно этому документу Франц Кушель и его супруга Наталья Арсеньева — автор столь боготворимого нынешней оппозицией гимна «Магутны Божа» — получили в пользование две еврейские перины, которые попали на склад минской полиции после первого погрома Минского гетто осенью 1941 года. Факт, говорящий о многом… Впрочем, история Минского гетто этим фактом отнюдь не исчерпывается…
Минское гетто существовало чуть более двух лет — с 20 июля 1941-го по 21 октября 1943 года. Оно было одним из самых крупных в Европе, а на оккупированной территории ­СССР занимало второе место по числу узников после Львовского. Через Минское гетто прошло около 120 тысяч евреев, из которых минимум 105 тысяч погибли.

История гетто — сложный и многоплановый пласт. Через три дня после захвата Минска, 1 июля 1941 года, оккупационная власть наложила на минских евреев «контрибуцию», заставив сдать определенное количество денег и драгоценностей. Сразу после этого было приказано создать юденрат (еврейский комитет) для исполнения немецких приказов в отношении евреев Минска и избрать его председателя.
Председателем юденрата немцы поставили Илью Мушкина (до войны — начальник одного из минских трестов) из-за его знания немецкого языка. После этого полевая комендатура распространила приказ об обязательной регистрации евреев и привлечении их к принудительным работам (мужчин — с 14 до 60 лет, женщин — с 16 до 50 лет), причем евреям запрещалось менять место жительства, путешествовать и получать оплату труда деньгами, только пропитанием.
19 июля 1941 года, через три недели после захвата Минска, немцы, реализуя гитлеровскую программу уничтожения евреев, приняли решение о создании гетто.
В этот день в белорусской столице состоялось совещание командующего тылом группы армий «Центр» генерала Шенкендорфа и высшего начальника СС и полиции генерального округа Белорутения бригадефюрера СС Ценнера, на котором рассматривались вопросы взаимодействия по уничтожению евреев. Решение было обнародовано: расклеено на столбах на следующий день — 20 июля 1941-го.
Жизнь евреев была обложена множеством запретов, за любое нарушение которых была только одна мера наказания — расстрел. Например, запрещалось покидать гетто без разрешения, появляться без опознавательных знаков, иметь и носить меховые вещи, менять вещи на продукты у неевреев. Евреям запрещалось ходить по центральным улицам и тротуарам — только по мостовой, а при встрече с немцем еврей был обязан еще за 15 метров снять головной убор. Запрещалось здороваться со знакомыми неевреями. Запрещалось заходить в сады и другие общественные места. Зимой, даже в сильные морозы, в гетто запрещалось проносить хотя бы даже щепку для отопления.

Оккупационная власть накладывала на гетто несколько «контрибуций». Первый раз — 2 миллиона рублей, 200 килограммов серебра и 10 килограммов золота. Второй раз у евреев потребовали 50 килограммов золота и серебра, а в третий еще больше. Грабеж в виде контрибуции проводился лично Городецким при вынужденном участии под страхом смерти еврейского комитета и еврейской полиции.
…Сегодня как минимум 127 человек из Минска удостоены звания «Праведник народов мира» от израильского мемориального института Яд-Вашем «в знак глубочайшей признательности за помощь, оказанную еврейскому народу в годы Второй мировой войны».

Мы должны помнить эти имена, как и имена жертв Минского гетто и их палачей. Только так мы извлечем правильные уроки из истории геноцида, который устроили нацисты на белорусской земле.
Распоряжение № 812 полевой комендатуры о создании гетто в Минске гласило:

1. Начиная с даты издания этого приказа в городе Минске будет выделена особая часть города исключительно для проживания евреев.

2. Все еврейское население города Минска обязано после оглашения этого приказа на протяжении пяти дней перебраться в еврейский район. Если кто-то из евреев после окончания этого срока будет найден не в еврейском районе, он будет арестован и строго наказан. Нееврейское население, которое живет в границах еврейского жилого района, должно безотлагательно покинуть еврейский район…
4. Еврейский район ограничивается следующими улицами: Колхозный пер. с прилегающей Колхозной ул., далее через реку вдоль Немигской ул., исключая православную церковь, вдоль по Республиканской ул., Шорной ул., Коллекторной ул., Мебельному пер., Перекопской ул., Нижней ул., включая Еврейское кладбище, по Обувной ул., Второму Опанскому пер., Заславской ул. до Колхозного пер…

7. Евреям разрешено входить и выходить из еврейского района только по двум улицам: Опанского и Островского. Перелезать через стену запрещается. Немецкой охране и охране службы порядка приказано стрелять в нарушителей».
На перемещение евреев в гетто по плану было отведено пять дней, однако практически осуществить переселение десятков тысяч людей за такое время оказалось невозможно, и срок был продлен до конца июля. К 1 августа 1941 года переселение евреев в гетто было завершено, туда оказались загнаны 80 тысяч человек. В сентябре — октябре 1941-го узников в гетто было уже около 100 тысяч.

Фотодокументы предоставлены Генеральной прокуратурой Республики Беларусь.
Общая площадь составляла 2 квадратных километра. Улица Республиканская (во время оккупации — Миттельштрассе, сейчас — Романовская Слобода) прорезала гетто насквозь, с обеих сторон была отгорожена от гетто колючей проволокой, использовалась как проезжая часть для обычного транспорта. В это гетто нацисты согнали более 80 тысяч евреев.
«Малое» гетто находилось в районе радиозавода имени Молотова (впоследствии завода имени Ленина) с октября ­1943-го до 30 июня 1944 года. Наконец, имелось Зондергетто (часть гетто по улицам Сухой и Обувной) — гетто для 20 тысяч евреев, депортированных нацистами из семи стран Западной, Центральной и Восточной Европы. Существовало с ноября 1941-го по сентябрь 1943-го.
Немцы и полицаи — те самые носители бчб-символики — безнаказанно грабили и убивали обитателей гетто, насиловали девушек и затем убивали их. Представителем немецкого командования в гетто с неограниченными правами был назначен патологический садист Городецкий — наполовину немец, бывший житель Ленинграда. Помощником Городецкого и непосредственным организатором массовых убийств были немецкие офицеры Готенбах, а после него — Ридер, оба садисты, любившие лично убивать и мучить узников, создававшие для них невыносимые условия жизни.
В истории Минского гетто было множество погромов — дневных и ночных. Обычной практикой были массовые убийства (немцы использовали эвфемизм «акция») оставшихся в своих жилищах обитателей гетто в то время, когда трудоспособных уводили на работу.

С августа 1943-го и почти до самого освобождения Минска в июле 1944 года заключенных лагеря в четырех газвагенах постоянно вывозили в лагерь уничтожения Малый Тростенец.
Согласно архивным данным и показаниям свидетелей в годы войны в Минске было три гетто. «Большое» гетто существовало с 19 июля 1941-го по 21 октября 1943 года. Его территория охватывала 39 улиц и переулков вокруг Юбилейной площади — в районе еврейского кладбища и Нижнего рынка.
Гетто было огорожено по периметру забором из колючей проволоки. И оно круглосуточно охранялось силами СС совместно с белорусскими и литовскими полицаями.
С весны 1942 года многих детей в гетто умерщвляли в газвагенах, хватая их прямо на улицах и запихивая в машины. В некоторые дни такие автомобили делали по несколько рейсов.
По дороге до лагеря люди погибали от выхлопных газов, а их тела сжигали в Тростенце. Только таким способом было умерщвлено примерно 20 тысяч человек, почти все они были евреями из Минского гетто.