Начало пути — национального и Шелкового
В феврале 2005‑го Бирма, названная госдепартаментом США форпостом тирании, становится объектом запланированной воздушно-морской атаки США на свою тогдашнюю столицу Янгон. В ноябре хунта решает перенести столицу в глубь страны — в Нейпьидо, новый город, созданный для этой цели. А в августе — октябре 2007‑го проходит вторая «цветная революция», известная как шафрановая. В действительности это было социально-экономическое восстание буддийского духовенства, не достигшее успеха.
Мрак «весенней революции» (по состоянию на начало 2022 года)
Бирма, или Мьянма, — индо-буддийское государство с населением 54 миллиона человек (на 2020 год), расположенное между Индией, Бангладеш, Китаем, Лаосом, Таиландом и Индийским океаном. Несмотря на явное бирманское (70 процентов) и буддийское этническое большинство в центральном регионе, то есть на равнине Ирpавадди, сильные этнические (в частности тайскоязычные шанцы и качинцы) и религиозные меньшинства (баптисты-каренцы, мусульмане-рохинджа) живут на окраинах государства, придавая ему характер маленькой империи, усугубленной колонизацией.
«Шафрановая» была ошибочно названа «цветной революцией», она, как и революция 8 — 8‑88, начиналась с очень неуклюжего экономического маневра хунты.
Когда страна была на пике своего расцвета, она была раздроблена и колонизирована британцами с 1852 по 1948 год и присоединена к империи Британская Индия. Во время колониального завоевания меньшинства боролись против бирманцев. Бирма была экономически колонизирована индийскими иммигрантами (рохинджа), а британская администрация поощряла появление элит меньшинств на периферии, вооружала их и маргинализировала этнических бирманцев и буддийское духовенство, что привело к сильному этноконфессиональному национализму, сохраняющемуся поныне. Страна была частично освобождена в результате японского вторжения 1942 — 1945 годов, которое поддерживало бирманский национализм. После обретения независимости в 1948‑м страна попыталась провести демократический эксперимент, который привел к политической нестабильности и вооруженным мятежам, в результате чего в 1962 году к власти пришли военные и удерживали ее до 2011 года. Бирма всегда отказывалась вступать в Британское Содружество во имя строгого видения национальной независимости и борьбы против британского колониализма. Мьянма является членом Движения неприсоединения, в 1997 году она присоединилась к АСЕАН, являясь наименее развитым членом которой наряду с Камбоджей. Но это одна из трех ключевых стран в китайской стратегии Шелкового пути.
8 августа 1988 года началась (и продолжалась по апрель 1993‑го) первая «цветная революция», известная как «8 — 8-88», против бирманской хунты, находившейся у власти с 1962 года. Это привело к созданию Национальной лиги за демократию (НЛД) г-жи Аун Сан Су Чжи и появлению вооруженных групп. Эта «цветная революция» стала ключевым источником вдохновения для революции 2021 года и привела к формированию первого бирманского правительства в изгнании, которое просуществовало в Скандинавии и США до 2012 года. В 1993‑м после многолетней борьбы революция «8 — 8-88» была окончательно подавлена, ее участники разделились или уехали в изгнание, в частности в Таиланд.
Кровавая
«8 — 8-88»:
точно по Шарпу
Однако политической стабильности стране достичь не удалось и в наши дни. 1 февраля 2021 года хунта осуществляет переворот против доминирующей в парламенте НЛД. Хунта объявляет чрезвычайное положение на один год, президент Мин Винт арестован вместе с Су Чжи за подстрекательство к восстанию, мошенничество и коррупцию, запланированная конституционная реформа отменяется. Часть парламента собирается в Нейпьидо и основывает «Представительный комитет Пьидаунсу Хлутто» (ПKПX), который становится парламентом в изгнании.
Далее — не менее знакомый уже всему миру алгоритм. 1 марта ПKПX объявляет правительство хунты (Государственный административный совет) террористической группой. 5 марта Facebook, а затем Instagram, YouTube и TikTok удаляют все страницы, связанные с бирманским военным правлением (якобы для борьбы с дезинформацией).
30 марта ПKПX призывает к созданию демократической армии, повстанцы вооружаются и отступают в приграничные районы, удерживаемые меньшинствами. 7 апреля бирманский посол в Лондоне осуждает хунту и просит дипломатического убежища в Англии. То же самое происходит в бирманских посольствах в Токио, США, Швейцарии, Канаде, Франции, Германии и Израиле. 16 апреля создается альтернативное «Правительство национального единства» (ПНЕ), сформированное ПKПX и требующее международного признания в качестве единственного законного правительства Бирмы.
Кроме того, «цветные» обвиняют бирманскую армию в массовом убийстве 35 мирных жителей 24 декабря 2021 года в деревне Мо Со. Утверждается, что среди убитых были два западных сотрудника гуманитарной неправительственной организации Save the Children. Причем название события было вскоре «скорректировано»: инцидент в Мо Со стал «резней в канун Рождества» — термин, который понятен Западу. И это тут же привело к появлению леденящих душу изображений в печати и резкой реакции со стороны Запада и ООН. ПНЕ обратилось в Международный уголовный суд с просьбой провести расследование.
Позже ПНЕ решает конфисковать (а фактически продать на аукционе в интернете) имущество лидеров хунты во имя «антитеррористического закона» и чтобы пополнить бюджет. Таким образом, ПНЕ создает параллельное право собственности и увеличивает конфликт. Это искусственное действие все больше напоминает политический бандитизм и призывы к лишению госчиновников их собственности, но приносит 42 млн долларов. Впрочем, Запад пока не перевел «цветным» бирманские активы за рубежом.
2600 гражданских и связанных с ними лиц, убитых хунтой (примечание: после формирования ПНЕ Народных сил обороны становится трудно провести различие между гражданскими лицами и вооруженными силами);

2000 солдат хунты, убитых повстанцами и Народными силами обороны;

27 000 террористических атак против хунты со стороны ПНЕ;

220 000 человек, перемещенных в результате боевых действий;

3 000 000 человек, нуждающихся в чрезвычайной гуманитарной помощи (по данным ООН);

продовольственный кризис: сокращение выручки от экспорта риса с 4,6 млрд долларов в 2020 году до 580 млн в 2021‑м;

банковский кризис: электронная коммерция упала на 75 процентов, закрыты около 80 процентов банковских отделений страны;

инфляция: мьянманский кьят потерял 60 процентов своей стоимости.
И это привело к спонтанным массовым демонстрациям, в ходе которых буддийские монахи подвергались насилию. После чего буддийское духовенство решило провести собственную демонстрацию. В действительности «шафрановая революция» не имела реальных политических масштабов, хотя, как это ни парадоксально, она могла быть гораздо более эффективной, чем революция 2021 года, поскольку ее носителями были буддийские священнослужители, которые держат всю страну своим огромным моральным авторитетом и своим присутствием повсюду. Даже армейские лидеры поначалу не хотели вступать в конфронтацию с монахами из‑за святости, приписываемой им бирманским обществом. Армия была вынуждена разрешить монахам проводить демонстрации в течение первых трех недель сентября, что стало первым случаем в истории хунты, которая реагировала на подобное обычно довольно резко.
♦ Новые праздники: День рождения Су Чжи 19 июня, в который протестующие шествуют с цветами в волосах, следуя моде, отсылающей к Flower Power (силе цветов, элементу протеста от движения хиппи, рассмотренному нами в опубликованном 1 декабря 2022 г. выпуске, посвященном «цветной революции» в Португалии. — Прим. ред.); годовщина «8 — 8-88».

♦ Красная лента (партии НЛД), которую популяризировал Ни Ни Кхин Зо — известный бирманский певец и выпускник медицинской школы, публично поддержавший кампанию.

♦ Красные шапочки и красный цвет в целом.

♦ Песня Kabar Ma Kyay Bu, которая использовалась для революции 1988 года.

♦ «Очищающее от демонов» разжигание горшков, практикуемое каждую ночь противниками режима.

♦ Салют с тремя средними пальцами.
♦ Два флага. Су Чжи утверждает старый флаг независимого государства (1948 — 1974 гг.): красный с синим кантом с большой звездой и маленькими звездами вокруг нее. Хунта сохраняет флаг 2010 года: желто-зелено-красный с одной звездой, который является флагом движения за независимость 1942 — 1945 годов.

♦ Нобелевская премия мира Су Чжи. Важно, что Нобелевская премия является символом принадлежности к глобалистскому истеблишменту. Су Чжи получила ее в 1991 году, через несколько лет после прихода в политику и в связи с ее задержанием.

♦ Книга. Как и во всех «цветных революциях», через несколько месяцев после начала событий появилась книга «Моя борьба против бирманской хунты», рассказывающая историю для широкой публики на Западе. Она позволяет мифизировать события и служит историографическим и медийным оружием, сразу же стала политическим справочником для западной прессы и для «цветного» дискурса за рубежом.
Ленты, флаги, Нобель и картинка для Запада
2021
Что это было,
или
Не стоит верить МВФ
Потенциально духовенство могло нарушить политическую легитимность армии, разделить и свергнуть ее. Но моментом истины стали первые выстрелы (25 сентября) по демонстрантам, которых монахи не ожидали, по словам одного из их лидеров У Гамбиры. Прокатившиеся затем репрессии, аресты монахов и принудительное закрытие монастырей позволили обескуражить и дезорганизовать монахов, так что движение было остановлено на полпути. Студенты продолжали демонстрации, но применение огня против них не было запрещено и их голос не имел большой легитимности.
У Гамбира, самый известный лидер протестующих монахов, не считал себя политическим лидером и не стремился к власти. Да он и не обладал необходимыми для этого навыками. Кроме того, «шафрановая революция» не финансировалась и не контролировалась иностранными агентами, она была делом рук бирманских общественных сил.
Именно для того, чтобы помочь этим группам беглых реорганизоваться и победить, Джин Шарп пишет книгу «От диктатуры к демократии».
В тот же день США объявляют о введении санкций и замораживании бирманских активов за рубежом.
Нет никакой преемственности между так называемой «шафрановой революцией» августа — октября 2007 года и «весенней революцией» 2021‑го.
Методичка Джина Шарпа.
Аун Сан Су Чжи.
Женщины в белом.
Таким образом, те события были, по сути, социально‑экономическими демонстрациями, в которых отсутствовало четкое видение политических преобразований.
06
Джин Шарп.
Беженцы рохинджа в Бангладеш.
Лозунги на английском.
12
02
Это запускает большое движение протеста, которое охватывает студентов, дипломатов, работников больниц и университетов. Они массово выходят на забастовку, за ними последовали железнодорожники, докеры и дальнобойщики. «Цветные» объявляют бойкот компаниям, связанным с хунтой, та приостанавливает работу Facebook, который используется для организации протестного движения, а затем блокирует весь интернет. США конфискуют у бирманского государства 1 млрд долларов, тем временем появляется и «сакральная жертва»: 19 февраля в ходе стрельбы в Янгоне гибнет молодая девушка Мья Тхве Тхве Кхаин, тут же объявленная мученицей. Ее фотография становится символом, используемым протестующими для клеймения военного насилия.
Страны относятся к повстанцам и их структурам неоднозначно, но 19 апреля ЕС вводит санкции против бирманских компаний.
08
Религиозные лидеры красят асфальт в красный цвет, символизирующий пролитую 8 лет назад кровь. Янгон, 8 августа 2016 года.
«Шафрановая революция» 2007 года — демонстранты в Янгоне.
Другая часть планеты, но как же все похоже...
Обращает на себя внимание тот факт, что почти все лозунги, используемые в демонстрациях, написаны на английском языке, в то время как большая часть населения фактически неграмотна даже в бирманском языке, а страна, несмотря на колонизацию, не является англоязычной. Очевидно, что лозунги направлены исключительно на иностранные камеры.
События «8 — 8-88».
Этот маневр, осуществленный под влиянием Международного валютного фонда, разорил население, повысив цены на топливо и транспорт, а затем и на продукты питания на 100 — 500%.
MYANMAR
Вооруженные группы революции 8 — 8‑88 и их сети (внутренние и внешние) никогда не были полностью ликвидированы. Сегодня они вновь активизируются. И монахи уже не играют особой роли в этой классической «цветной революции».
С февраля же 2021 года в стране происходит настоящая «цветная революция», ставшая прямым продолжением 8 — 8‑88 и с теми же действующими лицами, теми же интересами и теми же целями: свержение хунты в пользу власти, которая провозглашает себя демократической и стремится к сближению с Западом.
К этому добавляется традиционное повстанческое движение вооруженных меньшинств. Кровожадное насилие сейчас повсюду в стране, по крайней мере во всех городах, во всем обществе и со всех сторон. Однако очевидно, что ПНЕ слишком слабо, чтобы завоевать территорию в Центральной Бирме для осуществления суверенитета, и уже в значительной степени проиграло битву за доминирование в Янгоне и Мандалае.

Ныне политика ПНЕ направлена на то, чтобы не дать хунте управлять страной, сломав костяк местной администрации в городах и селах. Но в то же время у ПНЕ нет реальной территории, потому что его лидеры находятся в тюрьмах или за границей. Как результат, такая политика ведет лишь к хаосу, приостановке действия всех законов и появлению местных вооруженных мафиозных структур, действующих больше для себя, чем для теоретической и далекой власти ПНЕ. Это действительно политика худших времен.
Протестующий с плакатом в поддержку Армии независимости Качина (KIA) и Организации независимости Качина (KIO) в штате Качин.
«Бирма занимает особое место в моем сердце. Я жил там в 1983 — 1985 годах в качестве военного атташе США. Дела у бирманцев шли не очень хорошо. Инфляция, системная коррупция и произвольные приговоры тем, кто подозревался в желании демократических перемен, доводили народ до отчаяния. У Не Вин и Бирманская партия социалистической программы все еще находились у власти.

Восстание провалилось, потому что с первого дня бирманцам не хватало единства. Правительствам удавалось держать народ разделенным, особенно по этническому и религиозному признаку. Люди никогда не могли объединиться, чтобы эффективно противостоять режиму… В общем, в Бирме я узнавал обо всем этом».
Политолог Джин Шарп, написавший известную книгу‑методичку «От диктатуры к демократии» в 1993 году, рассказывал: «В Бирму меня привез Роберт Хельви, бывший военный атташе США в Бирме, который стал симпатизировать группам, противостоящим режиму, особенно каренцам. Меня попросили написать несколько статей для Khit Pyaing, бирманского и английского журнала, базирующегося в Бангкоке, которым руководил покойный Тин Маунг Вин, и эти статьи в итоге стали частью публикации, известной как «От диктатуры к демократии». Я также несколько раз посещал Манерплo и встречался с бирманскими изгнанниками в Таиланде». Таким образом, книга стала оружием, которое было немедленно применено на практике и привело к созданию вооруженных групп. Затем бирманские студенты были отправлены в военные лагеря в Таиланде, где их военизировали англосаксонские агенты и обучили методам Шарпа под руководством Роберта Хельви.
Иными для Бирмы, ставшей уже Мьянмой, оказались протесты в XXI веке.
Протестующий с плакатом в поддержку Армии независимости Качина (KIA) и Организации независимости Качина (KIO) в штате Качин.
Следующий текст представляет исключительный интерес. Американский полковник Роберт Хельви рассказывает о своей карьере и подробно объясняет, кто организовал первую «цветную революцию», произошедшую 8 августа 1988 года в Бирме. Роль Шарпа также проявляется, но именно Хельви, американский военный атташе в Янгоне, является главным героем, потому что именно он организует все это — контакты между политологом Шарпом, повстанцами, бирманскими демократами — в совершенно глобальной сети: США, Янгон, юго‑восточные пределы Бирмы, Бангкок. Полковник Роберт Хельви — ключевой человек, который также фигурирует в сербском «Отпоре».

Итак, Роберт Хельви в своем интервью (Spencer M: Training Pro‑Democracy Movements: A Conversation with Colonel Robert Helvey 2008‑01‑01) говорит:
И продолжает:

«Одна вещь, которой им не хватало, — это видение завтрашнего дня. Если хотите добиться перемен, сначала вам нужно знать, каким хотите видеть общество после перемен. Я не думаю, что это было сделано. Бирманские политические лидеры просто говорили о том, против чего они выступают».

Полковник Хельви приводит исключительно манипулятивный прием:
Откровения полковника Хельви
15
Революционный тупик,
или Политика худших времен
СПРАВКА «СБ»

Зато у Соединенных Штатов «видение завтрашнего дня» традиционное: либо «цветная революция», либо санкции. В мае 2021 года США ввели санкции против Государственного административного совета Мьянмы и ряда высокопоставленных чиновников страны. Вашингтону не понравилось, что мьянманские военные сместили гражданское правительство и взяли власть в стране в свои руки. Между тем военные подчеркивали, что протестное движение в стране, начавшееся после их прихода к власти как мирное, очень быстро перешло в радикальные формы и прямое вооруженное сопротивление властям, с вооруженными нападениями на полицейских и военных, с поджогами и взрывами, при которых часто страдают невинные люди.
Оливье РОКПЛО, доктор, политолог, историк, геополитик, специалист по России и Вьетнаму, советник спецпредставителя Франции в РФ (университет Сорбонна).
От «шафрановой» к «цветной»: откровения Шарпа
Их фигуранты очень быстро перешли от ненасильственного протеста (февраль) к призывам браться за оружие (конец марта) и к реальным террористическим атакам. По сути — к массовой кампании убийств, направленной правительством национального единства (ПНЕ) или его союзниками против хунты и ее чиновников.
По мнению Шарпа, поражение революционеров 8 — 8‑88 объясняется так: «Прежде всего многие оппозиционные группы, каренцы, моны и другие имели свои армии и мини‑армии и считали, что они будут ослаблены, если откажутся от них и перейдут к ненасилию («политическому неповиновению», как это называется в Бирме). Другие группы, такие как Bceбирманский студенческий демократический фронт, имели свои мини‑армии и людей в [учебных] лагерях, и хотя они временно согласились перейти к неповиновению, через несколько лет отказались от этого. Все различные вооруженные группы думали, что смогут победить армию, но я думаю, что это было глупое суждение с их стороны, потому что армия была мощнее, сильнее и имела больше оружия. А Аун Сан Су Чжи — не стратег, она моральный лидер. Этого недостаточно для планирования стратегии».
СПРАВКА «СБ»

После военного переворота 1962 года диктатор Бирмы генерал У Не Вин — главнокомандующий армией с 1949 по 1988 год — провел радикальную аграрную реформу, которая ликвидировала кабальную аренду, и установил в стране государственную монополию на торговлю рисом. Индийских ростовщиков‑землевладельцев изгнали из страны. В результате аграрных преобразований середины 1960‑х годов прекратилось прогрессирующее разорение бирманских крестьян — большинства населения страны. Стабилизация обстановки в деревне обусловила постепенный переход крестьянства Верхней Бирмы — главной базы коммунистов — на сторону правительства. Это позволило Не Вину добиться и военного перелома в гражданской войне, который произошел в 1968 — 1970 годах.
Многое зависит и от способности «цветных» объединить разнородные силы. Это они пытаются сделать, но подобные цели остаются весьма сложными из‑за сильного этнического соперничества, а также во многом зависят от их способности привлечь западную военную поддержку. Поэтому существенным аспектом является контроль границ и портов страны — и контроль регионов, удерживаемых армиями меньшинств. А также реальное отношение соседних государств к «военной помощи демократии» извне. Хунта будет побеждать до тех пор, пока Таиланд, Лаос, Индия и Бангладеш будут враждебно относиться к любому внешнему вмешательству и жестко контролировать свои границы.

Ключевым фактором выступает и твердость китайской поддержки. Китайцы не позволят британцам вернуться в Бирму c англо‑американо‑бирманской армией и во главе с Су Чжи, которая будет обладать всеми полномочиями. Бирма является одной из трех китайских «дверей в мир» наряду с Пакистаном и Россией. Это абсолютный геополитический приоритет КНР.
Роберт Хельви.
«Мы придумали термин «политическое неповиновение» вместо «ненасилие». Это звучало более мужественно. Военные силы содержать гораздо дороже, чем ненасильственные, но и они требуют определенного финансирования. Вам нужны радиостанции и возможность производить и распространять информацию. Нужно иметь возможность обучать. Нужно обеспечить активистам доход, чтобы они могли заботиться о своих семьях. Когда людей арестовывают, вы должны доставлять им еду в тюрьму или больницу. Пока у вас есть военные силы, у ненасильственных сил будут финансовые проблемы. Вот где было ограничение…

В августе 1988 года военные начали давать трещину, все учебные заведения выступали за политические перемены, торговцы выступали за перемены. Все было в их пользу. Настало время для лидеров развить движение, которое совершили студенты. Поэтому Аун Сан Су Чжи, У Ну, генерал Аун Ги (лидеры оппозиции. — Прим. ред.) и еще несколько человек собрались вместе.
Они не могли решить, кто должен возглавить движение. На мой взгляд, любой мог бы стать лидером, если бы остальные трое поддержали его. Но пока они не могли прийти к решению, движение остановилось. Это дало военным передышку. Потом начались репрессии, и моральный дух разлетелся на куски. Сначала все были на улицах. У тебя было движение, но не было видения завтрашнего дня».
У мятежников одна методичка, у полиции — схожие инструкции.
Можно заключить, что эта «цветная революция» была лишь одним из этапов большой общебирманской войны, которая никогда полностью не прекращалась с момента обретения независимости.