Также следует учесть, что система становится максимально прогнозируема и подлежит математическому просчету со стороны врага в случае, если всегда реагирует на угрозы цветной революции по одному и тому же сценарию.
Здесь требуется разработка дорожной карты, облегчающей на высоком уровне выбор текущей тактики реагирования на те или иные «цветные вызовы», включающие в себя не только сценарии жесткой, но и мягкой силы, способной в отдельных случаях в неменьшей степени гасить вспышки, осуществляемые в интересах противника.
Что касается разработки автоматизированных систем в сфере предотвращения «цветных революций», мы не знаем наверняка, что их имплементация способна быть эффективной. Мы лишь знаем, что в большом количестве случаев причиной провала является человеческий фактор, а во многих других – технический сбой.
3.Через принадлежность к культурному миру (церковь, ислам, арабский мир, испаноязычный мир и т. д.): инфильтрация из культурно близкой страны, которая служит эстафетой.
4. Через образование элиты за рубежом.
5. Проникновение членов западизированной диаспоры.
6. Инфильтрация судебной и законодательной власти, которые становятся враждебными по отношению к правящему режиму.
7. Проникновение внутри экстремистских групп (крайне правых, крайне левых, исламистов, хулиганов и т. д.).
8. Инфильтрация внутри сепаратистских движений и социально-культурных периферий (которые обеспечивают территориальную базу для «цветных революций»).
9. Проникновение через влияние на молодежь.
10. Через джентрификацию и влияние на домохозяек.
11. Через социетальные идеологии: феминизм, ЛГБТ.
А АСЕАН на данный момент остается ассоциацией, которая допускает очень ограниченное проникновение из-за рубежа. В идеале – международное сотрудничество, чтобы не попасть в опасную зону, не должно выходить за рамки того, что существует в АСЕАН. Беларуси, возможно, очень повезло не попасть в западное многостороннее движение в 2000-х годах, как и Ирану в 2013-м. Это позволило им избежать судьбы Португалии.
Принадлежность к определенному культурному миру потенциально является основным пропуском к «цветной революции»: ислам позволил катарцам проникнуть в Ливию, Католическая церковь позволила проникнуть подрывным элементам в Португалию и всю Латинскую Америку, буддизм объясняет проницаемость Бирмы для влияния тайского телевидения, западная культура открыла дверь английскому влиянию во Франции и т. д.
Реагировать на такое проникновение крайне сложно, поскольку, как бы ни было возможным отказаться от политического союза или экономического сотрудничества, для государства невозможно отделиться от своей фундаментальной культурной принадлежности.
В Боливии былo по-другому, что видно на примере 2009 года; усиление внутреннего раскола в боливийской армии объясняет поворот армии против эвизма в 2019 году.
Наконец, следует отметить, что в целом североамериканская инфильтрация сильна во всех латиноамериканских государствах, включая Венесуэлу, но она не достигла западноевропейского уровня. Это проникновение объясняет легкость падения режимов.
Тем не менее возможности сопротивления государств не являются пренебрежимо малыми. В Боливии Эво проиграл лишь на время, настолько сильным было его социальное влияние, основанное на мощных профсоюзах; в Венесуэле Мадуро не так сильно пострадал от создания призрачного «гуадистского» правительства гораздо более некомпетентного, чем его собственное; в Чили именно непродуманная отставка генерала Пратса и его последователей свалила Альенде, равно как и предательство оппортунистического Пиночета.
На культурном и социетальном уровне латиноамериканские «цветные революции» не такого типа, как в остальном мире, потому что, как правило, до сих пор их возглавляют или восстанавливают католики и воинствующие христиане, а они являются группами, наиболее враждебными к социетальным преобразованиям.
1) у кого лучшие секретные службы;
2) у которых наиболее оригинальные политические режимы и, следовательно, наиболее невосприимчивые к иностранному проникновению (Таиланд, Иран, Ливия, Кот-д'Ивуар), то есть которые пользуются «институциональным щитом»;
3) которые не интегрированы в многосторонние сети. Последний пункт, пожалуй, самый важный из всех. Многосторонность здесь охватывает все сложное транснациональное, политическое, экономическое, военное, партизанское, культурное и религиозное сотрудничество.
Салазаристская Португалия легко рухнула, как и народная Румыния, из-за очень плотной многосторонности этих стран (западная многосторонность в первом случае, в основном социалистическая – во втором). И наоборот, изолированныe Иран и Бирма прекрасно сопротивляются всем попыткам «цветной революции».
Таиланд предлагает нам важный пример: он является частью АСЕАН.
Кот-д'Ивуар с Ливией учат нас тому, что африканские страны достаточно устойчивы к «цветным революциям». Каддафи потерпел поражение в результате иностранного вторжения, восточная половина страны отделилась, но его эффективная политическая система не рухнула.
Сама «цветная революция» (внутренняя) потерпела неудачу, потому что ливийский режим сильно отличался от западной системы и был настолько же гибким, насколько его было трудно сломать. Кот-д'Ивуар демонстрирует довольно похожий случай: Гбагбо потерял северную половину страны, но никакие демонстрации, санкции или давление не смогли сместить его.
Потребовалось военное вторжение французов и северных соседей, чтобы победить его.
Теория Рокпло и Сафатьяна об «институциональном щите» и политической оригинальности как оружии против «цветных революций» верна в Кот-д'Ивуаре и в Ливии. В частности, режимы, основанные на личной, клановой, племенной или этноконфессиональной верности, хорошо сопротивляются «цветным революциям», потому что они избегают демократической или охлократической логики, логики медийного «общественного мнения» и математического «большинства».
Ученые способны рассчитать, при какой силе землетрясения здание начнет рушиться. Точно рассчитывается, при каких перегрузках элементы фюзеляжа самолета станут разрушаться. Компьютер способен просчитывать наилучшие и наихудшие сценарии развития любой шахматной партии.
Почему при всем этом мы не применяем методы моделирования при тестировании степени устойчивости общественных систем к внешним воздействиям с учетом наиболее вероятных сценариев и параметров?
Если мы способны моделировать степень устойчивости системы к внешним обстоятельствам, что представляется реализуемым, то следующим этапом является создание на указанной базе системы онлайн-мониторинга.
Например, на данном этапе научно-технического прогресса человечество не способно предотвращать землетрясения. Поэтому в соответствующих зонах риска строятся сейсмоустойчивые дома. Но если мы столкнемся с землетрясением невероятной силы, которое бывает только раз в 100 лет и на которое наше здание не рассчитано ввиду коммерческой нецелесообразности, то произойдет трагедия.
Самое большое отличие от более классических «цветных революций» заключается в том, что весь процесс смены режима ничего не стоит внешним державам, которые его поддерживают, поскольку его оплачивают сами венесуэльцы из своих зарубежных активов. Мы наблюдали это явление в Кот-д'Ивуаре и в Ливии в 2010–2011 годах. Процесс очень быстрый и очень простой, теоретически его можно использовать в любой стране мира.
Манойло считает события благоприятными для США, хотя можно говорить о провале самой «цветной революции». Первые три шага были идеальными, но 4-й и 5-й провалились (или вообще не состоялись), а 6-й – это долгий процесс, который еще не закончен (в августe 2022 года).
Манойло подчеркивает внутреннюю обособленность режима. Чакон-Солар также подробно описал его. Но Манойло считает, что это было самое главное и что переговоры Мадуро с США означают окончательную победу «цветной революции» и смертельный раскол чавизмa. Он добавляет, что именно России предотвратила последний шаг (союз между США и чавистами Диосдадо Кабельо) и тем самым спасла чавистский режим, проведя операцию в СМИ, которая раскрыла все незадолго до ее осуществления.
Латинская Америка с ее почти лингвистическим и религиозным единством – это регион, где «цветные революции» распространяются как лесной пожар, настолько проницаемы границы между государствами и между обществами.
Одни и те же «цветные» силы плавно переходят из одной страны в другую. «Цветные революции» уже наблюдаются повсюду, и их число явно будет расти. Хотя они имеют другое происхождение, они занимают место традиционных pronunciamientos и других «революций», которые были пунктом бурной политической истории континента с 1825 года.
В этих условиях лучший ответ на «цветные революции» может быть только континентальным: именно объединение государств против «цветных» может заставить их сдаться, и пример Боливии показал, что это действительно эффективно. Именно государства должны организоваться вокруг этой общей проблемы безопасности. Если угроза носит общий характер, то решения, найденные в одной стране, могут быть также легко применены к ее соседям.
1. Падение Чаушеску имело кардинальное символическое значение, поскольку западные СМИ (Radio Free Europe, RFI, Deutsche Welle, Voice of America) и группы молодых и старых эмигрантов создали пугающую фигуру, своего рода нового «Дракулу».
Но, несмотря на удары СМИ, он не мог упасть. Чаушеску обладал подлинной легитимностью среди различных слоев рабочего класса и крестьянства, несмотря на довольно резкие ограничения потребления, поэтому был сформирован союз между румынскими сторонниками перестройки, Советскими агентами, размещенными в Бухаресте, Югославией, Венгрией и США, все вместе организовали настоящий госпереворот и инсценировали его как «революцию», устроив настоящие сцены убийства, такие как, например, убийства студентов Школы безопасности.
2. Средние классы социализма постепенно превратились в социальных акторов современности, которые хотят потреблять в качестве компенсации за свой труд и отказываются от идеалов социальной добродетели социализма и революции.
3. В Румынии с 1964 года режим предлагал североамериканские мыльные оперы в кино и на телевидении, которые мобилизовали значительное большинство населения (как городского, так и сельского) и которые придавали ритм жизни в конце недели.
Как великий политический зверь, Рейс верит только в две вещи: свою судьбу и провидение. «Турция и турецкий народ должны, с Божьей помощью, оставить свой след в XXI веке», – воскликнул он перед аудиторией официальных лиц через несколько дней после вторжения в Украину.
Неудачи никогда не огорчают его, а трудности не только не сбивают его с пути, но и укрепляют его уверенность. «Цветные революции» не производят на него впечатления.
В свою очередь за двадцать лет Эрдоган сломил кемалистский военный истеблишмент, уничтожил братство Гюлена, подавил вооруженный переворот. Каждый кризис смыкал вокруг него ряды. Его необыкновенная харизма и его успехи (по крайней мере, вначале) вызвали энтузиазм, который окончательно притупился лишь в результате экономического спада последних нескольких лет.
В начале марта 2022 года Эрдоган собрал своих советников и указал на три положительные стороны украинского кризиса:
1) война позволяет ему смягчить свою ответственность за дальнейшее ухудшение состояния экономики. И наоборот, любое улучшение можно поставить в зависимость от его политики неприсоединения, «которая ограничила ущерб»;
2) война отвлекает внимание от репрессий. Стремясь пощадить страну, которая стала незаменимой, Запад отодвинул вопрос о правах человека на второй план. Пожизненный приговор, вынесенный Осману Кавале, признанному виновным в разжигании зачатков «цветной революции» в Гези (2013), подтверждает это безразличие;
3) возобновление активности Анкары на международной арене повышает авторитет Эрдогана. Напротив, оппозиция, которая не управляла страной на протяжении десятилетий, кажется дезориентированной.
Несмотря на ослабление, Партия справедливости и развития (AKP) консолидирует стабильную базу, составляющую не менее трети электората. В этом контексте AKP с большим вниманием следит за венгерскими выборами в апреле 2022 года.
Как только стали известны результаты, президент Турции поспешил поздравить своего мадьярского коллегу. Между Орбаном и Эрдоганом есть большое сходство: вертикаль власти, неприятие наднациональных норм, защита традиционных ценностей.
Ни один из них не хочет быть подотчетным меньшинствам. С помощью того, что они называют нелиберальной демократией, оба человека возводят на вершину власти большинство, которое, по их мнению, является выражением реальной страны.
В Турции кадры AKP считают, что успех Орбана можно использовать. Как и в Венгрии, Эрдоган сталкивается с шестью коалиционными партиями. С самого начала конфликта главы двух государств шли по одной и той же линии гребня. Равноудаленные от Востока и Запада, они прокладывают свой курс.
В их глазах нейтралитет был лучшей гарантией сохранения их уровня жизни и защиты от любой «цветной революции». Более того, AKP тщательно усвоила урок Гези и адаптировалась к сценарию гибрид - ной войны, которая воспринимается как организованная Западом.
За секунды автоматические системы микрофинансовых организаций определяют, выдать ли заявителю небольшой онлайн-займ на банковскую карту под бешеные проценты или отказать ввиду низкой вероятности возврата. Для этого анализируется более полутора тысяч онлайн-параметров заявителя.
Вплоть до того, как давно его мобильное устройство подключалось к соцсетям из-за границы. Эти и многие другие данные оказываются доступны благодаря тому, что предоставляются соцсетями для точечной настройки рекламных кампаний, но могут использоваться и в иных целях.
Вновь ястребы поставили задачу: «Все это, конечно, хорошо. Но пятая колонна (структуры гражданского обчества) стоит денег». — «Так есть же фонды, — радостно всполошились экономисты. — Поступления туда анонимны, это значит, что надо только объявить сбор средств (хоть бы и на кошек для кошаков) — и можно вваливать на эти счета любые суммы. Не как нашу поддержку и финансирование, а как анонимное пожертвование!»
«Так-то оно так, — почесали в затылке заказчики, — но все равно следы остаются. Придумайте что-нибудь без следов, раз. С использованием уже созданной вами и взятой в работу нами сети, два. Приступайте».
«Цветные революции» грозны, потому что они всегда атакуют целую политическую систему сразу с нескольких сторон.
Ниже представлен обзор атак, которые можно наблюдать на практике и которые образуют различные фронты, на которых социополитической системе (а не только политическому режиму!) приходится вести борьбу. Происходит инфильтрация:
1. Через СМИ: дезинформация, культурная война (распространение подрывных социальных контрмоделей).
2. Через многосторонность: – военное сотрудничество (например, НАТО, Варшавский договор), – политическое сотрудничество, – через транснациональную партийную принадлежность, – через бизнес.
Кроме того, конечно, существуют внешние предубеждения:
– предательство послов,
– экономические санкции,
– дипломатическая изоляция,
– прямое военное вторжение.
Можно считать, что цветная революция – системная война и иностранное вторжение без видимых солдат. Помимо неизбежной предвзятости (СМИ, социокультурные периферии), нападкa носит более или менее общий характер. Она может быть частичной или полной, причем в случае с Португалией может быть максимум семь предубеждений.
В общем, именно это накопление в один момент ставит политический режим в смертельную опасность. Действительно, «цветная революция» всегда начинается в мирное время и задолго до начала самих «цветных» событий длительной и, как правило, очень эффективной подрывной работой.
Заметно, что авторитарные режимы гораздо лучше способны ответить на «цветной» вызов, чем демократические режимы, которые разрушаются легче и систематически. Хотя Шарп написал свой «учебник» специально для свержения бирманской хунты в конце 1980-х годов, она все еще не пала в 2023 году. Наиболее устойчивыми режимами перед лицом «цветных» являются:
Использование новых технологий облегчает эту задачу: распространение внушающих видеоигр и видеороликов, использование соцсетей против виновников «цветных революций». Точно так же западные или западизированные общества, разжигающие «цветные революции», становятся все более уязвимыми в социокультурном плане и будут становиться все более уязвимыми.
Наблюдение за дипломатами, которые систематически участвуют в «цветных революциях», должно стать приоритетом.
Случай Таиланда очень важен, потому что он показывает, как можно победить любую «цветную революцию» на улицах. Для этого необходимы хорошо организованные лоялистские контрдемонстранты, такие как «желтые рубашки», которые являются грозным и незаменимым политическим оружием для удержания общественного мнения.
Их роль заключается не в том, чтобы подавить «цветных» демонстрантов, а в том, чтобы политически и психологически каждый раз демонстрировать, что существует видимое большинство, которое все еще поддерживает правительство, и что его голос сильнее голоса «цветных».
Аналогичным образом политическая оригинальность Таиланда (монархизм, стратократия, клерикализм, конституционные органы, демократия) создает «институциональный щит», который нелегко атаковать «цветным».
Представляется также, что существует необходимость в подлинном антицветном военном сотрудничестве в глобальном или континентальном масштабе. Ливийская Джамахирия и националистический Кот-д'Ивуар не были бы свергнуты, если бы у них была хоть небольшая иностранная оборонительная военная помощь, когда в них вторглись французы. Это должно быть, с одной стороны, сотрудничество в разработке проверенных методов борьбы с повстанцами, с другой – военный союз против аравийско-западных вторжений, причем всем государствам потенциально угрожает та же опасность.
Сотрудничество между «ветеранами» режимов, ставших жертвами этих «цветных» нападений, должно стать приоритетом для всех них.
В назначенный час сотни исламо-консерватистских активистов приходят на флешмоб перед офисами оппозиции. Запуганные, журналисты подвергают себя цензуре. Тролли AKP становятся экспертами в искусстве «астротурфинга», то есть создания трендов и хэштегов в Twitter.
В этой репрессивной архитектуре аппарат безопасности не остается в стороне. Согласно некоторым источникам, похоже, что вдохновителем цифровой армии исламо-консерватистов является министр внутренних дел Сулейман Солу.
На переднем крае борьбы с гипотетической цветной революцией находится служба полицейской разведки. Благодаря раскаявшимся прогрессивным активистам турецкое государство смогло составить довольно точную карту протестного движения. Эти лазутчики могут быть использованы в качестве провокационных элементов в «операциях под «ложным флагом».
Цивилизационная битва не забыта. Эрдоган играет на социальном консерватизме, который даже среди кемалистов пользуется поддержкой. Загнивающий Запад изображается под отвратительными чертами либерально-либертарианской идеологии, совершенно не соответствующей «местным и национальным» ценностям (Milli ve Yerli). Регулярно обозреватели правительственной прессы выступают против того, что они называют «культурным НАТО».
Т. Жоссеран, доктор исторических наук, Сорбонна, Париж-IV, научный сотрудник Института сравнительной стратегии (ISC) в Париже, специалист по Турции
Из подобных параметров выстраивается автоматизированная панель управления, которая демонстрирует операторам и управленческому составу текущее состояние здоровья системы обеспечения стабильности от внешних угроз.
И как перед каждым взлетом пилоты самолета проходят по чек-листу подготовки судна к взлету, так и оператор устойчивости системы к «цветным революциям» должен регулярно проверять состояние всех систем, фиксируя минимальные отклонения от норм.
Следующим аспектом является автоматизированная система реагирования на те или иные события и угрозы. Например, когда пилоты самолета сталкиваются с той или иной сигнализацией системы об ошибке или неисправности, они обязаны открыть заранее прописанный алгоритм действий при обнаружении подобной ситуации.
Такие руководства есть у военных на случай войны. Но зачастую ни у военных, ни у милиции, врачей, представителей СМИ, интернет-провайдеров и сотовых операторов нет таких заранее утвержденных алгоритмов действий на случай, например, признаков «цветных революций». Такие гайды должны заранее подготавливаться и отрабатываться на соответствующих учениях, поскольку их основная задача – обеспечить немедленное реагирование до момента получения последующих указаний.
В этой перспективе роль секретных служб является первостепенной. Их неудача в Ливии объясняет неподготовленность Джамахирии. Аналогичным образом, в Кот-д'Ивуаре их слабость объясняет инциденты 2002 года и блицкриг в марте–апреле 2011 года.
Роль СМИ «Аль-Джазира» в Ливии показывает, насколько важно вести умную борьбу со СМИ, чтобы легитимизировать собственную систему и уничтожить систему противника. Каддафи отчасти проиграл битву со СМИ, потому что пренебрегал ею.
Сила «Аль-Джазиры» и используемые ею социально-политические и культурные методы дают нам настоящий политический урок: как бросить глубокий вызов оригинальному, стабильному и жизнеспособному режиму и, наоборот, как эффективно легитимизировать деспотичный, слабый режим без сильной легитимности (катарский) с помощью хитрости. Это как наступательные, так и оборонительные техники, которыми необходимо срочно овладеть. Необходимо глубоко изучить действия такого подрывного СМИ, как «Аль-Джазира».
Иран – случай, который во многих отношениях может служить противоядием «цветным революциям». Исламская Республика создала политическую систему, которая выдержала все попытки свержения режима за последние четыре десятилетия, включая несколько попыток «цветной революции». Иран имеет исключительный политический опыт в этой области и должен служить примером.
Иран создал политическую систему, которую мы с Рокпло называем «институциональным щитом», то есть совершенно оригинальную политическую систему, ветви которой (теократическая, стратократическая, народная, демократическая) имеют разные источники легитимности.
Таким образом, система в целом не может быть разрушена, потому что в случае кризиса одного из институтов выживет хотя бы часть остальных. Правда, тогда cуществует риск внутреннего соперничества, но этот риск до сих пор не повлиял на способность Ирана победить «цветных».
Превосходство иранских секретных служб позволяет эффективно контролировать деятельность «цветных». Хезболлахи (лоялистские народные активисты) являются политической силой, способной противостоять «цветным» демонстрациям на улицах.
Латиноамериканская перспектива
В Чили, Гватемале и даже Боливии мы видим, что «цветные» стремились дезорганизовать общество и экономику различными актами саботажа, то есть создать дефицит и хаос, чтобы побудить армию применить силу для восстановления порядка. Такие действия могут контролироваться только спецслужбами.
В Латинской Америке «цветные» систематически представляют себя как «гражданские», аполитичные, что является очень современной политической опцией. Это позволяет легко привлечь средний класс, а также различные социальные группы, политически неопределенные, но недовольные в данный момент.
Именно эта систематическая динамика требует понимания и объясняет легкое появление «цветных революций», которые не просто правые, а всегда «патриотические» (в отличие от того, что мы наблюдаем в Восточной Европе). Эта «цветная» динамика происходит из традиции pronunciamiento, который является не революционным, а антиправительственным и легитимистским в испано-португальском мире. Против этих тенденций эффективна только глубокая работа над легитимностью власти (демократической или нет).
Эти мыльные оперы вывели на экран модели поведения и отношений. Более того, они создавали представление о достигнутом идеале, о своего рода «рае на земле» под названием СШA. Эти мыльные оперы были не более чем образами политической пропаганды (торжество демократии), юридической пропаганды, социальной пропаганды и, наконец, экономической пропаганды, в которой безграничное изобилие предметов подавалось как недостижимый горизонт будущего.
Таким образом, коммунистические режимы предлагали эту пропаганду, которой уже не было противодействия со стороны советской контрпропаганды.
4. Социалистический реализм стал официальной политико-эстетической догмой, когда СССР поставил перед собой цель добиться большего, чем СШA. Эта цель, которая точно определяет место, где базируется идеал, – СШA – появилась с начала 1920-х годов и продолжалась даже во времена сталинизма; короче говоря, капитализм СШA, гораздо больше, чем капитализм Западной Европы, всегда преследовал, как позитивно, так и негативно, как лидеров, так и народы Восточной Европы.
Это объясняется тем, что коммунистическая система разделяла те же конечные ценности, что и ее альтерэго, побочным продуктом которого она была. Восторженное принятие псевдoценностей США, образа жизни, культурных норм, правовой системы и политической системы не вызывает удивления, поскольку североамериканский референт никогда не переставал быть для Европы образцом современности.
Целью всегда было его улучшение, а не отрицание, не превращение его в другую концепцию развития, потребления, власти, короче говоря, в создание другого мира. Именно здесь кроется главный ответ на цветной вызов.
Практика инспирирования и реализации государственных переворотов («цветных революций») наряду с комплексной стратегией гибридной войны представляют собой актуальную угрозу для национальной безопасности Российской Федерации. В ход идут различные механизмы оказания внешнего давления на государство и граждан.
Внешняя управляющая сила и политическая агентура не прекращают попыток использовать объективные социально-экономические трудности, а также накапливаемый протестный потенциал среди гражданского населения, в особенности среди молодежи, для дестабилизации общественно-политической обстановки в стране.
Эффективная работа по противодействию реализации технологий «цветных революций» предполагает использование комплексного подхода, в котором сочетаются несколько ключевых направлений деятельности.
По существу, «цветные революции» представляют собой тщательно подготовленное вмешательство извне, направленное на искусственное создание кризисной (конфликтной) ситуации (либо дополнительное стимулирование при ее наличии) для свержения действующего политического режима (или для других запланированных изменений) посредством использования потенциала деструктивной оппозиции и протестных народных масс с последующим продвижением во власть управляемых, а иногда полностью подконтрольных сил.
Однако Таиланд не решил долгую культурную и социетальную войну, которая угрожает Таиланду «снизу».
Таиланд позволил вторжение иностранных культурных моделей среди молодежи («Голодные игры», подростковый феминизм, политизированная музыка «K-pop» и т. д.), которые сейчас играют роль, близкую к роли «Rock & New Left» во Франции в 1968 году. Часто этот вопрос кажется второстепенным из-за молодости тех, кого он затрагивает, а это глубокая ошибка: уже сегодня мы видим массовое подростковое поведение по-цветному («белые ленточки»), которые легко могут быть фанатизированы и стать мучениками с разрушительными социальными последствиями. Став взрослыми, эти толпы станут поколением опасных повстанцев именно по культурным причинам.
Мейнстримный художественный фильм о «цветной революции» («Анти-голодные игры», с теми же культурными кодами, как «Голодные игры») может быть эффективен для того, чтобы повысить осведомленность людей и определить их бессознательное отношение к реальным «цветным» событиям, подобно тому, как «Голодные игры» определяют отношение к «авторитарным режимам».
Необходимо продумать также активную культурную политику, которая может быть вдохновлена Исламской Иранской Республикой или Турцией (см. ниже), с современными национальным и нравственно консервативным содержанием. Эта политика будет рассматриваться как приоритетная для «разнационализированной» молодежи, так как их нужда специфически юношеских моделей игнорируется тайским обществом (и большинством обществ), открывая «цветным» очень опасный бульвар для низвержения всех подростков.
Речь идет о переопределении национального образа современности и будущего как по форме, так и по содержанию. Построение фигур «молодого героя будущего», обращенное к молодому поколению, является приоритетом, чтобы избежать французского или португальского сценария.
Наконец, следует подумать о социально-экономическом развитии, которое не приводит просто к джентрификации, несущей в себе сильные «цветные» тенденции. И здесь тайский режим (с его «философией экономики достаточности») может служить примером, поскольку он, похоже, нашел долгосрочную альтернативу.
В таком случае мы не можем предотвратить землетрясение, но есть возможность предупредить и эвакуировать людей. Для этого ученые анализируют предшествующие землетрясению подземные толчки, следят за поведением животных и птиц, которые заблаговременно изменяют свое поведение и пытаются скрыться из зоны поражения.
Современные технологии способны обеспечить автоматический анализ подземных толчков, поведения животных и птиц, а также отправку сигналов тревоги по каждому из пунктов отдельно. Чем больше сигналов пришло по разным каналам, тем более вероятен факт надвигающегося землетрясения.
То же может работать и с мониторингом потенциальных социальных колебаний и потрясений, характерных для так называемых «цветных революций». По таким социальным колебаниям должны быть выработаны автоматические сигналы, свидетельствующие о срабатывании тех или иных маркеров, которые могут предшествовать тому или иному случаю.
По словам Рафаэля Осио Кабрикса, в Латинской Америке «цветные революции» обычно происходят против авторитарных правительств, которые хорошо подготовлены к их природе (Венесуэла, Куба, Никарагуа). И наоборот, они систематически навязываются в демократических странах (Бразилия, Экватор, Чили, Колумбия), которые боятся гнева толпы и опираются на силу имиджа в СМИ.
Но мы должны также и прежде всего подчеркнуть политическую ничтожность правых противников «авторитарных» властей. Аньес в Боливии, придя к власти, ходила из Харибды в Сциллy. Гуайдо в Венесуэле добился еще худших результатов. Ему не удалось захватить власть.
Он создал параллельное призрачное государство, которое паразитирует на экономике его страны, ворует ресурсы за рубежом и ничем не управляет. Более того, это позволяет своим североатлантическим союзникам предусмотреть возможность приобретения в ближайшем будущем всех проверенных венесуэльских активов, которые он сам не захватит.
Азиатская и европейская перспектива
Иран проводит очень разумную культурную и медийную политику, что эффективно способствует сохранению собственного иранского социокультурного мира, в который трудно проникнуть иностранцам.
С другой стороны, это позволяет победить в медиавойне диаспоры против Ирана, в частности, превратив в комедию пропаганду, идущую из-за рубежа.
С 2010-х годов Иран также решил опасную проблему образования иранской элиты за рубежом. В прошлом дети знатных людей отправлялись учиться в Британию, в результате чего они возвращались иногда с идеями, весьма враждебными теократии, не говоря уже о проблемах самой измены и личных контактов с британским противником.
Отныне эти подрывные исследования были отброшены и элиты получали образование либо в Иране, либо в мусульманских государствах. Это, конечно, была крупная реформа, поскольку она отрезала последний канал прямого влияния на национальные элиты. Тем самым был положен конец одному из немногих идеологических противоречий режима.
Таким образом, «цветная революция» связана по сути с глобализацией институтов, моделей, нравов и культуры. Гонка за интеграцией в мировую экономику, которую ведут почти все государства мира, является главным пропуском к «цветным» тенденциям, и к ней нужно подходить со здравым смыслом.
Развитие торговли и промышленности, конечно, заслуживает большого внимания, но открытие дороги к мировой экономикe должно рассматриваться крупным политическим и социальным риском, а значит, в конечном счете, и экономическим. Важно тщательно выбирать своих экономических партнеров и оценивать то влияние, которое они могут оказать. Не существует такого понятия, как нейтральные экономические или культурные отношения.
И наоборот, бесконечные экономические санкции против Ирана и вынужденная автаркия страны не являются источниками «цветной революции». Они регулярно порождают частые народные продовольственныe бунты в Иране, длятся недолго и не приводят к политическому вызову режиму. Теория экономической войны Эдварда Люттвака, которая является частью инструментария для продвижения «цветной революции», ошибочна.
Массовое использование соцсетей во время Гези напугало Эрдогана, который увидел в них реальную контрсилу. В разгар протестов Эрдоган определил соцсети как «самую страшную угрозу для общества». Несколько месяцев спустя он поклялся «покончить с этим раз и навсегда».
В 2020 году турецкие депутаты приняли драконовское законодательство о социальных сетях (Закон № 5651). В своем отчете за 2021 год турецкая НПО «Freedom of expression association» («Ассоциация свободы слова») перечисляет 467 011 веб-сайтов, 150 000 URL-адресов, 7500 аккаунтов Twitter, 50 000 твитов, 12 000 видеороликов YouTube, 8000 сообщений Facebook и 6800 сообщений Instagram как недоступные. Прежде всего, AKP решила обратить оружие Интернета против своих политических оппонентов.
С конца 2013 года исламо-консерватисты создали с нуля гигантскую цифровую армию. Чуть более 6000 «троллей AKP» получили задание систематически преследовать твиттер-аккаунты оппозиции. Очень быстро каждому известному противнику президента Эрдогана назначается цифровой двойник, отвечающий за очернение каждого из его выступлений.
Некоторые из них становятся почти так же известны, как и их настоящие двойники. Профиль этой кибер-армии неоднороден. В нем участвуют молодые члены AKP, безработные и матери, которые хотят улучшить свою жизнь, служа благому религиозному делу. Результаты очень убедительны. AKP вскоре смогла преобразовать свой киберактивизм в мобилизацию низового уровня.
На линии огня – активность агентств Госдепартамента США в продвижении «прав» ЛГБТК. 27 декабря 2021 года Вашингтон объявил об открытии линии на $1 млн для проектов ЛГБТК в Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Кроме того, настойчивость генсекретаря НАТО Столтенберга в превознесении достоинств «инклюзивного НАТО» приводит Турцию в ярость.
Все эти кампании лихорадят Эрдогана, который в век смартфонов и культуры Netflix чувствует, что его власть над подрастающим поколением рушится. Фактически подрывается сама суть исламо-консерватистского проекта – «создание благочестивого поколения».
Когда правительство объявило о выходе из Стамбульской конвенции (!) (2021г), которая защищает женщин от домашнего насилия, Анкара объяснила, что соглашение было «захвачено группой людей, пытающихся нормализовать гомосексуализм, который несовместим с социальными и семейными ценностями Турции».
Несмотря на то, что Османская империя декриминилизировала педерастию еще в XIX веке, Турция сопротивляется социетальному прогрессивизму. В своем отчете за 2020 год Всемирная конференция гомосексуалистов ILGA поставила Анкару на предпоследнее место из 49 стран, сразу перед Азербайджаном. Несколько университетов (например, Университет Богазичи) были вынуждены распустить свои ЛГБТ-ассоциации.
Латинская Америка является привилегированным полем для изучения «цветных революций», поскольку она в значительной степени служила испытательным полигоном, по крайней мере, с 1954 года. «Цветные революции» в американской зоне ясно показывают их большую эффективность против демократических режимов, которые легко рушатся из-за важности общественного мнения.
Арбенсистская Гватемала, режим Дилмы в Бразилии, эвистская Боливия, альендистское Чили – все они рухнули перед лицом этой «подпольной войны». И наоборот, авторитарная Венесуэла держится, что означает, что режим, находящийся под угрозой, должен склоняться скорее к большему авторитаризму, чем к большей демократизации.
Однако есть и различия. Случай Гватемалы, который произошел еще до появления теорий Шарпа, является примером, который необходимо постоянно вспоминать.
«Цветная революция» способна с нуля изобрести почти несуществующую «народную оппозицию», по сути, используя массированную пропаганду, которая трансформирует реальность, воспринимаемую не только населением, но и самим действующим режимом. Это было возможно уже в 1954 году, в 2023 году это будет намного проще. Поэтому цветная революция – это в основном вопрос постановки, очень театральной, и социального повествования. Для решения этой задачи не - обходимо освоить те же приемы, на - вязать контрпостановку, максимально закрыть внутреннее информационное пространство. Гватемала показывает прямую связь между вымыслом и реальностью, тесную связь между «цветной революцией» и кино.
Подобно тому, как каждая «цветная революция» немедленно порождает книгу, которая создает «героический нарратив» и «цветную историческую память» и навязывает ангажированное прочтение событий, необходимо немедленно написать книгу (или несколько книг), разоблачающую позицию действующего режима или молчаливого большинства.
«Цветная революция» продолжается даже после победы или поражения, она продолжается благодаря своей систематической мифизации (предусмотренной заранее), которая должна быть подавлена как можно скорее, иначе будет посеяна новая «цветная революция», которая вспыхнет в ближайшем будущем.
«Цветную революцию» в Чили, в стране более сильной, чем Гватемала, но с сильной оппозицией против Альенде, было гораздо труднее организовать. По сути, Альенде мог бы избежать свержения, если бы лучше контролировал свою армию, но она уже давно была сильно интегрирована в международные сети.
На самом деле Альенде удалось одержать политическую победу над «цветными» с помощью массовых контрдемонстраций и адаптированных инструментов народного действия – так называемых «промышленных кордонов», «коммунальных командос», поэтому «цветные» были вынуждены призвать на помощь ВВС и ВМС. Еще один элемент, который важно понять, – это роль саботажников.
Как можно избежать такой дисфункциональной ситуации, которая может привести к гражданской войне? Один из способов – избегать контактов между членами судебной или законодательной власти и их зарубежными коллегами, поскольку бразильские судьи часто проходят обучение в США или участвуют в совместных программах. Другой путь – бороться с коррупцией или сделать ее неэффективной среди чиновников и политиков.
Венесуэла, с другой стороны, учит нас, что этот тип махинаций хорошо работает в условиях либеральной демократии, но очень плохо – в авторитарных условиях, даже когда экономическая ситуация очень тяжелая, когда население частично восстает и когда режим кажется довольно слабым.
На самом деле, провал «цветной революции» в Венесуэле в 2019 году показывает, что она может добиться успеха против этого режима, только если станет вооруженным движением через восстание солдат или через вмешательство иностранных государств.
Во всех латиноамериканских режимах именно армия находится в центре событий, именно она устанавливает баланс. В демократических странах, где она не обладает реальной властью, она склонна действовать в интересах «цветных революций». И наоборот, в Венесуэле, где, похоже, в настоящее время страной правят военные, «цветная революция» не может быть успешной. Однако почти во всех странах армия разделена, и именно степень этого разделения позволяет или препятствует победе «цветных». В Гватемале и особенно в Чили это разделение было очень сильным, и этим объясняется победа «цветных».
Восточноевропейская перспектива
Политические консультанты и технологи «цветных революций» всегда используют в качестве фундамента для реализации любого сценария «цветной революции» существующие в стране и обществе проблемы, которые приводят к начальному этапу инспирирования внутриполитического кризиса. Дестабилизация ситуации в стране-мишени осуществляется преимущественно с опорой на объективно существующие социально-экономические и политические проблемы.
Главным образом деструктивные политические технологии применяются во время электорального цикла. Основная роль отводится подготовке и использованию подрывных сил — политической агентуры, которая должна расшатывать внутриполитическую ситуацию, способствовать консолидации разрозненных оппозиционных групп, для того чтобы в нужный момент возглавить протестное движение и добиться смены существующего политического режима.
В результате внешние силы получают ранее недоступные возможности для реализации своих геополитических и геоэкономических задач, а деструктивные силы оппозиции и политической агентуры — своих узкокорыстных политических и иных амбиций.
«Цветная революция» — особая форма борьбы (политического вмешательства), направленная на создание конфликтного потенциала в целях смены государственной власти и принципиально меняющая ее основание легитимности, а также приводящая к геополитической и геоэкономической переориентации государства.
В связи с этим выделяются два неразрывно связанных целевых контура технологии — внешний и внутренний. Внешний контур, прежде всего, представлен деструктивной деятельностью (1) внешней управляющей силы.
Внешнее вмешательство может принимать различные формы в зависимости от складывающейся конъюнктуры на момент реализации деструктивных технологий. Эти формы зачастую имеют взаимодополняемый характер и могут использоваться одновременно:
1) поддержка деструктивных оппозиционных движений и радикальных группировок (материальное и техническое обеспечение, признание со стороны международных акторов и зарубежных организаций, целенаправленная поддержка в СМИ);
2) культурно-информационное, психологическое давление на власть (создание с помощью деструктивной оппозиции и информационных платформ (блогосфера, Интернет, ТВ) общественного мнения в нужном ключе, организационная политика по дискредитации действующей государственной власти);
3) финансово-экономическое давление (введение нелегитимных международных санкций, эмбарго и иных ограничений как для государства, так и отдельных юридических, а также физических лиц, политика по противодействию реализации экономических интересов страны-мишени за рубежом, в том числе на различных финансовых рынках);
4) военное вмешательство (угрозы либо применение ограниченной военной силы, оказание скрытой либо открытой поддержки незаконным вооруженным криминализированным, экстремистским формированиям, использование Частных военных компаний (ЧВК) и Сил специальных операций (ССО).
1) настроение жителей страны на сегодняшнее утро;
2) количество упоминания тех или иных ключевых слов или эмоционально окрашенных фраз по отношению к ним.
В свою очередь, IT-cистемы банковской безопасности, автоматически определяющие, впускать ли пользователя в его интернет-банк или запросить дополнительную информацию или даже заблокировать доступ, осуществляют анализ по 3–5 тысячам параметров одновременно.
Например, время входа в систему и сравнение с типичным временем входа в систему данным пользователем, то же по геолокации, используемому устройству, его операционной системе, в какие аккаунты соцсетей на данный момент залогинен пользователь и др.
Вот лишь некоторые данные, которые могут быть использованы для онлайн-мониторинга:
– уменьшение количества просмотров/лайков на официальных аккаунтах руководства;
– нелинейная вспышка активности (комментарии, лайки, репосты) в конкретных вражеских и иных аккаунтах;
– негативные оттенки высказываний во фразах с упоминанием ключевых слов типа «название страны», «название города», «фамилия деятеля» и т. п.;
– рост количества сообщений и потребления трафика в соцсетях / мессенджерах в нетипичное время (рабочее / выходные);
– любое другое изменение типичного поведения пользователей в социальных сетях.
Эти и многие другие факторы могут анализироваться в социальных сетях в автоматическом режиме и в совокупности факторов сигнализировать о текущем настроении представителей тех или иных общественных групп.
Юрий Запесоцкий, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью СПбГУП, кандидат культурологии
Призрачное государство Гуайдо – это не что иное, как международное клептократическое предприятие нового типа.
Российский политолог А. Манойло объясняет, что с появлением Гуайдо возник новый тип «цветной революции»:
– кандидат провозглашает себя президентом;
– получает признание североатлантического сообщества, поскольку кажется легитимным лидером;
– получает деньги от указанного сообщества – деньги, которые принадлежат государству, потому что он выглядит как настоящий лидер;
– организует разложение армии для классического госпереворота;
– получает поддержку коалиции стран, планирующих военную интервенцию под названием «гуманитарная»;
– организует внутреннее отделение чавистского лагеря с (ложными) предложениями переговоров о политическом переходе с наиболее умеренными членами режима (переговоры в Осло и Барбадосе с Мадуро), которые не принимаются другими представителями режима (Кабельо).
Ибо, обладая подлинным политическим талантом, чавистскоe правительство не победило цветную революцию 2019 года, а она погиблa самa и при поддержке России. Именно поэтому политическая карьера президента Мадуро и его системы, похоже, все ближе и ближе к концу, особенно по причинам, внутренним для политической системы: слабость государственных структур, коррупция руководства, экономическая неэффективность, бесконтрольная иностранная инфильтрация в чавистской партии и в армии.
Странно то, что, несмотря на такую большую опасность для чавизмa, сегодня нет ни одной политической силы в Венесуэлe, способной использовать подобную ситуацию против чавистского правительства, потому что та же политическая слабость, на более высоком уровне, обнаруживается в противостоящих силах. Можно сделать вывод, что единственной серьезной угрозой для правительства Мадуро являются США и что без прямых действий со стороны этой неоколониалистской державы никакая «цветная революция» не сможет радикально изменить ситуацию. «В стране слепых одноглазый человек все еще царь».
С другой стороны, создание укорененных и контролируемых национальных или местных культурных и религиозных структур может помочь укротить эти проникновения. Этот аспект «цветной революции» не следует недооценивать, поскольку он действует непосредственно на социальное тело (элиты, толпы и молодежь).
Угроза «цветной революции» перманентна и глобальна не в последнюю очередь потому, что смутьянам никогда не угрожает опасность на их собственной земле.
Несмотря на принцип мира между народами, политическая логика, задействованная в «цветной революции», означает, что для того, чтобы восстановить баланс сил и заставить противника использовать свои ресурсы для самозащиты и больше не нападать, необходимо принести «цветную революцию» на территорию противника – в Британию, Литву, Польшу, США, ФРГ, Южную Корею, Катар и т. д. Это не так сложно, как кажется, поскольку западные демократии, в частности, гораздо менее устойчивы к «цветным революциям», чем более авторитарные режимы.
Изучение техники «цветных революций» сегодня позволяет: поддерживать диаспоры, создавать правительства 410 в изгнании, поддерживать религиозные секты, сепаратистские или повстанческие группы, распространять конкурирующую культуру и т. д.
Это факт, который опровергает мнение классических западных политологов, указывающих на слабость и архаизм племенных или этнократических режимов. По крайней мере, перед лицом «цветных» движений эти режимы эффективно выживают.
Такая преданность не разрушается перед лицом трудностей. Не следует ли вдохновляться этими примерами в какой-то мере для укрепления власти и борьбы с «цветными революциями»?
Сближение Каддафи с Западом стало одной из главных причин его падения в долгосрочной перспективе, поскольку оно буквально обезоружило его ядерную программу, окружило его либералами, которые впоследствии стали предателями, и окончательно усыпило его бдительность в отношении западных махинаций, поскольку они исходили из официально «дружественных стран». «Цветная революция» началась в середине мирного периода, поэтому она не поддается традиционной дипломатической логике: она перманентна и требует постоянного социально-политического внимания.
Ливийский случай показывает, что с подрывными государствами нельзя вести переговоры о мире. Поэтому разрыв со странами, разжигающими «цветные революции», должен быть жестким и постоянным, потому что «цветная революция» – это настоящая тотальная война, находящаяся в постоянной подготовке. Это не случайность, это теперь постоянное явление в международных отношениях и национальной жизни.
Вивьен Манэль , доктор социологических наук, Французский Институт геополитики в Париже, африканист
Саман Сафатян, доктор юридических наук, адвокат по государственному праву в Парижской коллегии адвокатов, специалист по Ирану
Контроль над потоком информации считается главным. 90 % СМИ (пресса, газеты) находится под контролем олигархов, близких к AKP. Строительные фирмы рассматривают сохранение у власти исламо-консерватистов как жизненный вопрос. Действительно, не прибегая к помощи государства, крупные общественные работы финансируются за счет частного капитала.
В обмен на пользование инфраструктурой, такой как аэропорт Стамбула, компании-бенефициары возвращают себе деньги. Преимущество очевидно. С одной стороны, правительство ничего не тратит, а с другой – вливает огромные средства в свою сеть. Получаемая прибыль питает огромные медиа-группы, которые, в свою очередь, служат эхо-камерой для правительства.
Никто не заинтересован в крахе системы или даже в простой смене политического курса...
Цензура российских каналов, таких как Спутник и Russia Today, со стороны ЕС вдохновила Анкару. Разница в том, что на этот раз цензуре подвергаются западные СМИ. 25 февраля 2022 года RTUK, турецкая организация по контролю за СМИ, приняла решение заблокировать турецкоязычные службы Deutsche Welle, Voice of America и Euronews. Только в Интернете, похоже, можно найти несколько очагов инакомыслия.
Боливия, как и Чили, также демонстрирует относительную эффективность «цветных» действий. Эво Моралес постоянно подвергается нападкам, особенно со стороны католических регионалистов восточной Боливии («Зеленые кресты»). Их действия могли парализовать страну или разрезать ее на две части, как это часто случается в «цветных революциях».
Они потерпели полное фиаско благодаря поддержке соседних правительств, относительной верности армии и действиям хорошо организованных лоялистских групп: профсоюзных активистов и индигиенистов.
И наоборот, «цветные» свергли эвизм благодаря совместным действиям демонстраций, судебной и законодательной власти, почти так же, как они сделали это в Бразилии против Дилмы.
В действительности, разделение властей в латиноамериканской и западной системах позволяет очень эффективно использовать их в качестве реальной контрсилы для свержения существующего режима: это грозный союз «законодательная власть + судебная власть», который должен защищать граждан от исполнительной власти, но который может быть перенаправлен в «цветную революцию». В конце концов, это просто вопрос применения конституционных принципов, на которых основаны эти режимы, которые должны быть признаны слабыми.
X.Чакон-Солар, магистр экономических наук, Университет Буэнос-Айрес, Аргентина, специалист в области финансов и Латинской Америки
Клавдий Карноух, доктор антропоморфных наук, Институт восточных языков и цивилизаций, Сорбонна, специалист по Румынии
Противодействие технологиям «цветных революций»
Никита Данюк , кандидат исторических наук, заместитель директора ИСИП РУДН, член ОП Российской Федерации Евгений Семибратов, кандидат исторических наук, заместитель директора ИСИП РУДН
Бескровный характер переворота для его организаторов был бы идеальным сценарием захвата власти без комплексного применения внешней военной мощи. Однако в зависимости от расстановки сил внутри государства-мишени используется та или иная тактика достижения конечного результата, которая предполагает ограниченное применение боевой силы.
Масштабные вооруженные столкновения в контексте реализации сценария «цветной революции» носят скорее вынужденный характер, допускаются в зависимости от складывающейся оперативной обстановки в момент совершения государственного переворота и конечных целей — либо стабилизация обстановки в государстве пришедшими прозападными силами и переход государства под внешний контроль, либо перевод ситуации в стадию затяжной гражданской войны в целях дестабилизации приграничных районов и геополитического перекраивания региона. Для более скрытого вмешательства извне зачастую используется сетецентричный потенциал различных НКО/НПО структур, через которые денежные потоки направляются на нужды «революционеров».
Государственные перевороты происходят преимущественно не в экономически отсталых государствах с авторитарным режимом правления, где в случае чего жестко подавляются любые противоправные акции и антиправительственные выступления, что может стать основанием для роста недовольства и увеличения протестного потенциала, а в странах, где имеются предпосылки для стабильного экономического развития и существует открытость к внешнему воздействию.
Как правило, там активно функционирует сеть т. н. демократических институтов (оппозиционные СМИ, иностранные НПО, НКО и иные фонды, имеющие зонтичную структуру управления и координируемые заинтересованной внешней управляющей силой).
Такие зарубежные организации зачастую выступают инструментом реализации сетецентричных деструктивных политических технологий, к тому же через них осуществляется финансирование внутренней оппозиции, а также организуются различные семинары и «подготовительные лагеря» для обучения активистов инструкциям по «смене режима».
Это видно на примере постсоветских республик, в частности Грузии, Украины, Киргизии, где власти предпринимали попытки демократизации политических институтов, демонстрировали безоговорочную приверженность западным стандартам наряду с процессом вестернизации политической элиты и определенной части населения (в основном молодежи, подверженной «мягкосиловому» западному влиянию), что сделало эти страны уязвимыми перед организованным давлением извне.
В ходе реализации сценария «цветной революции» легитимное руководство стран-мишеней оказывалось под внешним давлением: проамериканские неправительственные структуры (такие как USAID, NDI, Freedom House, Фонд Сороса и др.) активно участвуют в подготовке оппозиционных ячеек, а западные эмиссары требуют не применять силу против захватывающих административные здания демонстрантов, призывая действующее руководство приступить к изначально неравному диалогу с оппозицией, которая, таким образом, получает возможность диктовать свои условия.
Важное место отведено СМИ и блогосфере как инструментам, оказывающим культурно-информационное воздействие на общественное мнение и формирующим нужную реакцию у граждан страны-мишени.
Внутри многих государств за последние десятилетия появилось множество печатных и телевизионных СМИ оппозиционного характера, которые не просто предлагают альтернативное видение актуальных проблем или событий, но напрямую ретранслируют идеи и смыслы своих идеологических вдохновителей, в роли которых выступают США и страны Запада.
Коллективный Запад имеет готовые коммуникационные каналы, через которые можно беспрепятственно доносить до граждан государствамишени специально подготовленные лживые сведения и деструктивные смыслы. Основным оружием сегодня становятся не танки и не ракеты, а «независимые» журналисты и СМИ.
В информационной войне атакующая сторона получает определенные преимущества. Не имеет значения, правдивы или нет подаваемые ею сведения. Сфабриковав качественную дезинформацию или даже полуправдивый информационный повод, агрессор использует его против государства-мишени, тем самым вынуждая на ответные действия.
Вне зависимости от того, как отвечает обороняющаяся сторона — опровергает или пытается оправдаться, — запущенный инфоповод уже положил начало дискуссии, которая, в свою очередь, разжигается деструктивной оппозицией внутри российского и международного сообщества. Тем самым информационный агрессор получает возможность оказывать подрывное влияние и психологическое воздействие на общественное сознание населения страны-мишени.
Внутренний контур составляют подрывные действия сил деструктивной оппозиции, которая путем использования лозунгов, построенных на платформе существующих в обществе проблем и нерешенных вопросов, стремится мобилизовать протестный потенциал гражданских масс и создать широкий фронт борьбы за «смену режима».
Отметим, что организаторы государственных переворотов во всех так называемых «ненасильственных революциях» действительно прибегают к мобилизации граждан, стремятся заручиться их широкой поддержкой.
Однако это лишь составная часть технологии, в которой организаторы используют протестный потенциал гражданских масс в собственных целях, подчас конвертируя справедливое недовольство масс социально-экономическим положением в политический протест и выступления против легитимного государственного режима.
Впоследствии противоправные действия, направленные на насильственный захват и удержание власти – государственный переворот, объявляются мятежниками «народной революцией». Тем самым появляется основание на легитимность режима в западном понимании – то есть не с точки зрения законной природы власти, но ввиду того, что она якобы поддерживается большинством населения. Это же позволяет заявить о появлении нового «демократического режима».