Вот уже 5 дней в Беларуси действуют обновленные Правила дорожного движения. Что в них изменилось, исполняют ли их граждане и как на это реагирует общественность? Разобрались в нашем «Живом репортаже».
доступно
достоверно
просто
НОВШЕСТВА ПДД
Новшества с 1 сентября в первую очередь коснулись владельцев средств персональной мобильности (СПМ) и велосипедистов.
Что нового в ПДД?
Было уточнено понятие «средство персональной мобильности»

Так, если транспортное средство может развивать скорость более 25 км/ч, то оно будет признано мопедом или мотоциклом. Такой транспорт требует регистрации.
Лица, управляющие СПМ, приравнены к велосипедистам

Они будут обязаны спешиваться при пересечении проезжей части. Исключений из правил два. Спешиваться не нужно, если движение на велосипедном переезде организовано при помощи специальных транспортных светофоров, а также при движении на перекрестке по велодорожке или не далее 1 м от правого края проезжей части (когда это допускается ПДД).
Разрешены тонировка, нанесение пленочных покрытий, установка шторок на задних боковых и заднем стеклах автомобиля

При этом какая‑то норма по светопропускаемости не установлена. Однако в ГУ ГАИ МВД предупреждают водителей: Госавтоинспекция будет безжалостна к нарушителям, наносящим пленочные покрытия на передние стекла. Более того, авто с нарушениями по тонировке будут помещать на охраняемую стоянку и оставлять там до окончания административного процесса.
Мотоблоки с прицепом

По просьбам граждан в обновленных ПДД закреплена возможность движения на мотоблоке с прицепом по территории садоводческих товариществ, которые, кстати, теперь относятся к жилой зоне. Движение допускается в светлое время суток по обочине дороги, на которой установленная скорость не превышает 90 км/ч. При отсутствии обочины — не далее 1 метра от края проезжей части.
13 предупреждений, один штраф: проверили, спешиваются ли самокатчики и велосипедисты на пешеходных переходах
Что по рейдам?
Полдень. Перекресток проспекта Машерова и улицы Грибоедова. Не успеваем выйти из служебной машины, как инспектор тормозит первого нарушителя. Геннадий на велосипеде Stern цвета хаки не спешился.

— По городу на велосипеде теперь ехать невозможно: через каждые сто метров светофор или зебра. Только сел — и снова слазить, — посетовал велосипедист и уехал с предупреждением.
Пока инспектор Виталий Бельский оформляет очередного нарушителя, к его напарнику подходит прохожий с уточняющим вопросом.

— Почему самокатчиков на дорогу отправили, где машины носятся? Это ж опасно! — не без претензии вопрошает прохожий. — Всегда гонял по тротуарам 35 км/ч и никому не мешал.

— Если ваше транспортное средство способно разгоняться больше 25 км/ч, это уже мопед, а если больше 50 км/ч, то мотоцикл. Их нужно зарегистрировать и получить водительское удостоверение соответствующей категории. Тогда сможете кататься по дорогам, не подвергая жизнь пешеходов на тротуарах опасности, — раскладывает по полочкам инспектор ДПС Центрального района Минска Максим Пучило.
На замечания инспекторов все нарушители реагируют адекватно. Пожалуй, кроме одного.

— Выписывайте скорее предупреждение, и я поехал, у меня автобус, он ждать не будет, — дерзит очередной летевший (или отлетевший?) самокатчик.

Оказалось, он в этом году уже «отличился»: пересекал проезжую часть на красный. Поэтому предупреждением не обошлось, сотрудник ГАИ выписывает штраф. В течение месяца нужно заплатить за свой проступок 42 рубля.
Всего за час работы инспекторы выписали 13 предупреждений и один штраф самокатчикам и велосипедистам. И это только на одном перекрестке…

За два последних года в стране произошло около 900 ДТП с участием велосипедистов и пользователей СПМ. Всплеск аварий отмечен в 2024 году — тогда погибло четыре пользователя СПМ. В первом полугодии 2025 года погибло три человека, рост таких ДТП составил 30 процентов. Что касается велосипедистов, то в прошлом году на дорогах Беларуси в результате ДТП погибли 45 человек, а в 2023-м — 34.


За два последних года в стране произошло около 900 ДТП с участием велосипедистов и пользователей СПМ. Всплеск аварий отмечен в 2024 году — тогда погибло четыре пользователя СПМ. В первом полугодии 2025 года погибло три человека, рост таких ДТП составил 30 процентов. Что касается велосипедистов, то в прошлом году на дорогах Беларуси в результате ДТП погибли 45 человек, а в 2023-м — 34.

Согласно изменениям, вступившим в силу 1 сентября, устройства, которые имеют максимальную конструктивную скорость более 25 км/ч, приобретенные до этой даты, должны пройти процедуру подтверждения соответствия типам транспортных средств «мопед» или «мотоцикл». Это нужно для их последующей государственной регистрации в ГАИ и дальнейшей эксплуатации. Рассказываем об алгоритме действий для владельцев таких средств передвижения.
Оценка соответствия – это что?
Если на него есть документы — свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и одобрение типа транспортного средства (ОТТС).
Если высокоскоростное малое средство передвижения будет использоваться ТОЛЬКО при движении на дорогах без усовершенствованного покрытия (например, на грунтовой или любой другой дороге, где нет ни асфальтобетонного, ни цементобетонного, ни щебеночного, ни гравийного покрытия), в светлое время суток по обочине дороги, а при отсутствии обочины — по проезжей части не далее 1 м от ее правого края.
Если устройство имеет максимальную конструктивную скорость менее или равную 25 км/ч и не несет в себе совокупность признаков, позволяющих отнести его к мопеду или мотоциклу.
Когда оценка соответствия не нужна?
Процесс состоит из трех фаз:

— непосредственная оценка соответствия устройства;
— оформление электронного паспорта на устройство;
— выдача выписки из электронного паспорта на устройство.
Что представляет собой оценка?
Оценку соответствия проводят испытательные лаборатории — их 25 в 16 городах республики: в Минске, Борисове, Молодечно, Слуцке, Бресте, Барановичах, Пинске, Витебске, Новополоцке, Орше, Гомеле, Калинковичах, Гродно, Лиде, Могилеве, Бобруйске. Список лабораторий, их адреса, время работы и контактные телефоны опубликованы на сайте Госстандарта.
Где пройти?
Оценка занимает не более одного рабочего дня с согласованной даты (при условии предоставления заявителем устройства). При последующем оформлении электронного паспорта нет необходимости ни в присутствии заявителя, ни в наличии техники.
Сроки проведения
Водители радуются, что теперь велосипедисты в большинстве случаев должны спешиваться на переходах, а пешеходы — тому, что самокатчики должны ездить с меньшей скоростью. Но пока каждый метр населенного пункта не будет снабжен выделенной полосой для разных участников дорожного движения, мы все вынуждены сосуществовать на одном тротуаре. Наши корреспонденты, пешеход с 30‑летним стажем Дмитрий Боярчук и вот уже шестой год как велосипедистка Ольга Вальченко прогулялись вместе по Гомелю, высказали друг другу все наболевшее и пришли к консенсусу.
Пешеход
VS
велосипедист
Пока у велосипедистов нет собственной выделенной полосы в Гомеле, тротуар — наш общий дом. И нам можно по нему ехать. Не нестись по тротуару — это норма и обязанность. Но и у пешеходов должны быть правила поведения. Я рада, что вы идете дружной компанией из четырех человек или весело всей семьей гуляете по городу, но растягиваться цепочкой во всю ширину тротуара — это хамское отношение не только к велосипедистам, но и к другим пешеходам
ОЛЬГА:
Поверь, столь же некомфортно чувствует себя пешеход, когда его со всех сторон на полной скорости обгоняет велокомпания из четырех‑пяти человек. Скучно людям ездить поодиночке, понимаю. Но никаким уважением к другим участникам дорожного движения здесь и не пахнет.
ДМИТРИЙ:
Ты знаешь, несмотря на то что до 1 сентября это разрешено, я все равно не каждый переход преодолеваю в седле.  Единственное, прошу сильно обрадовавшихся не забывать: есть велосветофоры с велопереездами. И это наша территория, где мы по‑прежнему можем не спешиваться и передвигаться без пешеходов, даже если зелененькая полоса вам кажется более привлекательной.
ОЛЬГА:
Новость о том, что велосипедистам теперь снова нужно спешиваться на пешеходных переходах и в принципе перед пересечением проезжей части я лично принял с изрядной долей злорадства.   Еще совсем недавно любителям двухколесной езды разрешали проезжать зебру и лишь напоминали о соблюдении скоростного режима. Разрешали, но не приказали же. После этого я ни разу не видел никого, кто бы прокатил эти пару метров свой велосипед даже в густой толпе.
ДМИТРИЙ:
Мне хочется быть котом Леопольдом и говорить: «Ребята, давайте жить дружно». Давайте договоримся: одни не гоняют, другие не ходят по велодорожкам, и все держатся правее по ходу движения. Кажется, начнут все вести себя уважительно — не понадобятся запреты.
ОЛЬГА:
Кстати, я просто в восторге от новых поправок в ПДД в плане средств персональной мобильности. Электросамокаты, «электротабуретки» и прочие электроконструкторы невозмутимо несутся по тротуару так, что впору простить велосипедистам все грехи.
ДМИТРИЙ:
Смотрите другие репортажи проекта
Смотрите другие репортажи проекта

© 2025 SB.BY