УБИЙЦЫ ХАТЫНИ В ЛИЦАХ
Известно, что трагедия Хатыни началась еще до сожжения деревни. Ранним утром 22 марта 1943 года в партизанскую засаду попали направленные для восстановления поврежденной линии связи между Плещеницами и Логойском два взвода 1-й роты 118-го украинского батальона охранной полиции. В завязавшейся перестрелке были убиты шеф-командир роты гауптман Ганс Вельке и двое полицейских, нескольких ранили. Каратели вызвали подмогу и по приказу командира охранного взвода Мелешко арестовали жителей деревни Козыри, рубивших в тот день лес недалеко от места засады.
Также было задействовано самое дикое эсэсовское карательное подразделение - зондербатальон СС «Дирлевангер». О нем немало писала «СБ. Беларусь сегодня». А вот на 118-м батальоне стоит остановиться подробнее, поскольку его история в наши дни подвергается существенному обелению и даже героизации. Так, в сборнике «Буковинский курень в боях за украинскую государственность: 1918-1941-1944» Андрея Дуды и Владимира Старика, опубликованном националистической организацией ОУН, авторы открыто выступают в защиту подразделения и представляют его членов героями.
Следует подчеркнуть,
что в немецких документах упомянутое подразделение названо именно так:
118-й украинский батальон охранной полиции.
Не бандеровцы, но все же… История Буковинского батальона
Основу 118-го батальона охранной полиции составляли украинские националисты из Буковины, присоединенной к Украине в 1940 году в результате пакта Молотова - Риббентропа. Батальон был частью ультранационалистической ОУН - Организации украинских националистов. Однако назвать его бандеровским было бы неверно. Дело в том, что в начале 1940 года конфликт в руководстве ОУН привел к ее расколу на две фракции. Одна стала именовать себя бандеровцами по имени ее руководителя Степана Бандеры, вторая - мельниковцами, так как возглавлял ее Андрей Мельник. Так вот, 118-й батальон формировался из меньшего по численности крыла Мельника.
По заявлению
мельниковцев,
в Буковине
у них было
порядка 2000 членов,
900 из которых, составлявших
Буковинский курень,
или Буковинский батальон,
выступили в сторону Восточной Украины.
Они намеревались
помочь немцам
и, по возможности, превратить Украину
в марионетку
или фашистское
государство-сателлит, наподобие
Словакии Тисо
или Хорватии Павелича.
Об этом пишет шведско-американский историк, профессор истории Лундского университета (Швеция) Пер Андерс Рудлинг, специалист по истории белорусского и украинского национализма, в своей монографии «Террор и коллаборационизм во время Второй мировой войны: случай 118-го батальона охранной полиции в оккупированной Белоруссии», опубликованной в ежегоднике Historical Yearbook бухарестского Исторического института им. Николае Йорга в 2011-2012 годах. Напомнив, что 19 сентября 1941 года немцы захватили Киев, Пер Андерс Рудлинг пишет:
Буковинский курень марширует по Киеву
«Существуют различные мнения относительно прибытия Буковинского куреня в Киев. Большинство считает, что он появился там одновременно с передовыми частями вермахта или на несколько дней позже… Нельзя исключать участие Буковинского куреня в убийствах в Бабьем Яру. К началу ноября Буковинский курень пополнился добровольцами из Галиции и других частей Украины. Число его членов достигло 1500-1700 человек. Сюда входили также солдаты, отобранные из числа советских военнопленных в Житомире, которые и составили основу Киевского куреня».
Кровавый путь 118-го украинского
Когда Буковинский курень был расформирован, многие его члены, в том числе и офицеры, направлены в 115-й и 118-й батальоны охранной полиции. Позже в суде бывший полицейский Григорий Спивак дал следующие показания: «Я был в лагере военнопленных в Киеве. Осенью, уже холодно было, нас начали набирать на работу. Приехали где-то уже обученные националисты, которые стали организовывать охранный батальон. Мне дали винтовку, одели в зеленую немецкую форму. Я попал в 118-й батальон, где начштаба стал Васюра. Командиром взвода у меня был Пасичнык, ротным - Винницкий, бывший офицер. В Белоруссию нас направили для борьбы с партизанами. Мы участвовали в облавах и различных операциях».
Как отмечает Пер Андерс Рудлинг, добровольцам говорилось, что они будут служить в Украине и защищать там Киево-Печерскую лавру, железнодорожные узлы, банки и складские помещения:

«118-й батальон был сформирован в Киевской области весной 1942 года. Его основу составил 115-й батальон, но он также был дополнен советскими военнопленными, в большинстве своем украинцами. Изначально его члены носили литовскую форму, но по большей части были украинского происхождения. Третья рота 115-го батальона, включавшая в себя порядка 100 человек, превратилась в первую роту 118-го батальона, а советские военнопленные, в основном из Восточной Украины, составили его вторую и третью роты… Батальон прибыл в Минск в ноябре 1942 года и практически сразу был переброшен в деревню Плещеницы. На тот момент в его состав входили уже не только украинцы. Батальоном командовал немецкий майор Эрих Кёрнер, у которого в подчинении был немецкий штаб, возглавляемый Эмилем Зассом. Дублером командира был Константин Смовский, поляк и бывший петлюровец».

Пер Андерс Рудлинг обращает внимание на важную деталь:
«Формально батальоном
командовал
майор Эрих Кёрнер,
но ему было 56 лет
и он не отличался
крепким здоровьем. Поэтому
на практике
повседневными
операциями
руководил
хорошо
образованный
27-летний
украинец
Григорий Васюра».
Исследователь заключает, что самой активной частью батальона была первая рота, состоявшая по большей части из националистов из Западной Украины. Элитную часть батальона составлял первый взвод первой роты, возглавляемый Владимиром Катрюком.
Григорий Васюра
Владимир Катрюк
Как выяснил, работая с архивными документами, заведующий центром военной истории Беларуси Института истории НАН Беларуси, доктор исторических наук, профессор Алексей Литвин, по данным на 1 июля 1942 года, немецким командованием было создано или находилось в стадии формирования 97 полицейских батальонов (шуцманшафт батальонов), на службе в которых находилось 165 128 человек. Ученый отмечал в журнале «Беларуская думка» (номер за апрель 2009 года):

«Больше всего
таких подразделений
было сформировано
в Прибалтике.
На территории Белоруссии
на 1 июля 1942 года
находилось
13 шуцманшафт батальонов
общей численностью
более 7,5 тыс. человек.
Это 3, 12 и 15-й — литовские;
18, 24, 26, 266-й „Е" — латышские;
46, 47, 48-й „Е",
104-й, 201-й — украинские;
36-й — эстонский».
В декабре 1942 года на территорию Белоруссии прибыл 118-й украинский полицейский батальон, продолжал Алексей Литвин:

«По прибытии в Плещеницы пост начальника штаба батальона вместо сбежавшего к партизанам Корнийца занял Григорий Васюра - бывший начальник связи 67-го укрепрайона. C первых дней своего появления и до лета 1944 года 118-й батальон оставлял свои зловещие следы на территории Белоруссии.
Еще до сожжения Хатыни
на его счету был целый ряд изуверских операций. Вместе
с жандармерией
и местной полицией украинские отщепенцы ворвались
в д.Чмелевичи
Логойского района,
где убили трех жителей
и сожгли 58 домов.
Во время очередной операции, которой руководили начальник штаба батальона
Г. Васюра и шеф 3-й роты гауптман
Ганс Вельке,
были убиты 16 жителей деревень Котели
и Заречье.
40 домов было превращено в пепел".
Многогранность кровавой эпопеи украинского батальона подтверждает в своем исследовании и шведско-американский ученый Пер Андерс Рудлинг:
«На территории оккупированной
Белоруссии
118-й батальон
охранной полиции
принимал участие
в самых жестоких операциях по «умиротворению».
С марта по август
1943 года
он участвовал
в операциях
Hornung («Хорнунг»),
Draufgänger («Драуфгенгер»),
Cottbus («Коттбус»),
Hermann («Герман»)
и Wandsbeck («Вандсбек»).
Он также сотрудничал
с 115, 102, 101-м
украинско-белорусским батальонами,
Русской освободительной армией,
балтийским,
венгерским
и белорусским формированиями,
а также с печально известной зондеркомандой
СС «Дирлевангер».
Уроки Хатыни
Таким образом, когда мы говорим о Хатыни, приходим туда, прикасаемся к коллективной боли белорусского народа, отраженной в символике этого мемориала, мы понимаем, что человечность и гуманизм не могут быть ограничены какой-либо отдельной конфессией, этнической общностью. И понимаем, что человек не имеет права во имя любой идеи, любой идеологии уничтожать безвинных мирных жителей. Тех, кто не может ответить. Как бы потом кто ни фарисействовал и ни рассказывал о своих «героических» подвигах.
Второй важнейший
урок Хатыни,
о котором говорил
и Президент,
— нацизм как идеология
в любой этнической форме
не имеет права
на существование,
в какие бы упаковки
он ни укладывался.
Нужно помнить, что человек не может себе позволить измываться и убивать других людей. Если мы люди, если мы белорусы, мы никогда не должны позволять тем, кто разжигает национальную, расовую, конфессиональную ненависть на нашей земле, претендовать на статус легальности: на статус «политиков», «лидеров общественных мнений», «правозащитников». Место таковых - в тюрьме, если же они попробуют перейти от слов к делу, они должны быть уничтожены. Потому что безнаказанное зло порождает умножение зла, несчастья - и приводит в конечном итоге к трагедии Хатыни.
Свидетельство о смерти Николая Данько, рядового из украинского 118-го батальона шуцманшафта. Убит партизанами 22 марта 1943 года в Белоруссии, на дороге Логойск-Плещеницы вместе с Хансом Вёльке и ещё одним полицаем.
Ганс Вельке
Суд над Григорием Васюрой
Командиры 102, 115 и 118 батальонов «Шютцманшафт» на Минской учебной базе, весна 1942
Дирлевангер
Этот раздел будет обновляться!
Самый первый документ со списком жертв Хатыни
Владимир Катрюк скончался в Канаде в мае 2015 года на 94-м году жизни. Показания о его причастности к хатынскому преступлению дали сослуживцы по 118-му батальону, включая начальника штаба Григория Васюру и командира взвода Василия Мелешко. Согласно их показаниям, в Хатыни Катрюк лично сгонял жителей деревни в сарай, а затем расстреливал тех, кому удалось вырваться из огня. Была установлена его причастность и к ряду других карательных акций. В 1999 году, когда в Канаде стала широко известна информация о его сотрудничестве с нацистами, бывший каратель был лишен гражданства. Однако после 10-летнего разбирательства под активным давлением украинской диаспоры Катрюка полностью восстановили в правах канадского гражданина.

На улице Садовской в Черновцах с 1995 года стоит памятник «героям» Буковинского куреня. При этом Катрюку присвоен статус почетного гражданина западноукраинского города Черновцы.

По ряду оценок, после Второй мировой войны в Канаде нашли убежище около 9000 человек, подозревавшихся в совершении военных преступлений. Подавляющее большинство из них прожили спокойную жизнь под защитой канадских властей…
Справка «СБ»

«Примерно часов в 11 утра я увидел, как по шоссе со стороны Плещениц в направлении Логойска проследовало несколько грузовых автомашин с немцами и эсэсовцами. Спустя несколько минут со стороны, куда направились эти машины, послышалась стрельба, а когда стрельба прекратилась, то к нам вскоре подъехало примерно четыре машины эсэсовцев и немцев, недавно проследовавших в направлении Логойска. Соскочив с машин, эсэсовцы и немцы окружили нас и начали сгонять всех на шоссе… Многие эсэсовцы разговаривали на украинском языке, некоторые на русском, были среди карателей и немцы».
Из протокола допроса свидетеля П. И. Акулича
Источник: Blood Ph.W. Hitler's Bandit Hunters: The SS and the Nazi Occupation of Europe. Washington, 2006. P. 63.
16 сентября 1941 года начальник Верховного командования вермахта Вильгельм Кейтель издал приказ, согласно которому в отместку за каждого убитого партизанами немецкого солдата в оккупированном СССР должно быть убито «50−100 коммунистов», поскольку «на этих территориях жизнь не имеет никакой ценности».
Справка «СБ»

Из докладной записки «О положении в Минске», подготовленной в январе 1943 года ответственным работником Белорусского штаба партизанского движения Иваном Кравченко:

«В самом Минске находится батальон, состоящий исключительно из украинцев численностью до 700 человек… Население к солдатам этого батальона относится с ненавистью. Так, например, на рынке этим «добровольцам» ничего не продают, мотивируя тем, что предателям хлеб не продается. Население заявляет: «Пусть вас кормят немцы».
«Пусть вас кормят немцы»

как рождался мемориальный ансамбль «Хатынь»
Хатынь не просто страница Великой Отечественной войны, это символ жестокости гитлеровских захватчиков по отношению к мирным белорусам. Запечатлеть ее на века выпала честь молодым авторам Юрию Градову, Валентину Занковичу и Леониду Левину. Именно они в марте 1967-го выиграли республиканский конкурс на создание проекта мемориала и позже воплотили его в жизнь.
К тому времени за плечами молодой команды уже было несколько совместных работ, например памятник на берегу Днепра в Орше на месте первого залпа легендарной «катюши». Для участников конкурса организовали экскурсию на место будущего мемориала, вспоминает заслуженный архитектор Беларуси Юрий Градов:
Самый «несоветский» мемориал
— Солнечный день,
пронзительная
тишина —
и вдруг
над хатынским
полем мы услышали
пение жаворонка.
Спонтанно возникло
желание,
чтобы мертвая
деревня ожила,
заговорила…
Эмоциональное потрясение авторов усилили воспоминания выжившего жителя деревни Иосифа Каминского, ставшего прообразом скульптуры «Непокоренный». Тогда архитекторам стало понятно, что нужно не изобретать что-то новое, а попытаться средствами искусства воплотить эту документально-драматическую историю. В итоге мемориал «Хатынь» получился самым «несоветским» из всех советских. Его авторам удалось отстоять очень прогрессивную на то время концепцию. Идейно-пластическое решение конкурсного проекта, включая образ скульптуры «Непокоренный», разрабатывалось без участия ее скульптора Сергея Селиханова. Он присоединился к команде уже на этапе реализации проектного замысла. Совместно авторы мемориала усилили драматический аспект скульптурного образа: застывшие от ужаса глаза, опускающиеся руки отца с умирающим сыном на них… Сергей Селиханов намеренно искажал пропорции, чтобы воплотить в камне не только страдания ее прототипа, чудом выжившего и потерявшего всю семью Иосифа Каминского, но и в целом всего народа, который, несмотря на все лишения, пришел к победе. И хоть некоторым критикам такое решение было не по душе, Сергея Ивановича, бывшего фронтовика, было не остановить.
Юрий Градов
Сергей Селиханов с макетом скульптуры непокоренный. В первой версии у скульптуры лицо спасшегося из огня Хатыни Иосифа Каминского
Работали очень продуктивно. Вечерами, без праздничных и выходных дней, практически без серьезных дебатов и споров. При разработке концепции решили сохранить историческую планировку бывших деревенских улиц, места расположения 26 жилых домов и четырех колодцев. Не выходили и за камерный масштаб деревенской хаты.

— Для меня самым сложным был поиск образа крестьянского жилища, — вспоминает Юрий Градов. — Гостеприимно раскрытая калитка, скамеечки у входа и обелиск, в символической печурке которого как напоминание о тепле упокоились имена жителей каждого дома.
Так появились
26 обелисков,
которые
венчают
колокола.
Они своим
тревожным несмолкающим
звоном призывают
помнить.
Изначально мы предлагали поместить Вечный огонь внутри разбитого колокола. На внутренней стороне, то есть у огня, написать названия сожженных и невозрожденных деревень, а на внешней, обращенной к солнцу, — названия тех, что были вновь отстроены после войны. Проект не одобрили. В то время велась активная борьба с религией, а колокола воспринимались как церковный атрибут…А ведь это решение сместило бы доминирующий акцент мемориала к церемониальной площади, к Вечному огню, набату памяти — смысловой доминанте ансамбля.
По тем же причинам наложили вето на идею поставить памятный крест на месте кладбища ХVI века, где похоронены предки жителей Хатыни. Лишь спустя 50 лет этот замысел воплотился в жизнь. Терновый венец — символ страдания и скорби — изготовил внук автора скульптуры «Непокоренный» Константин Селиханов. Идея же увенчать обелиски колоколами и тем самым магически превратить обыкновенную печную трубу в звонницу тоже вызывала серьезные опасения из-за параллели с церковными колоколами. Образа сильнее архитекторы предложить так и не смогли, пошли ва-банк. Опасения не оправдались: никто из партийных лидеров не зарубил проект.

Первые годы колокола звонили по задуманной схеме: начиная с окраин, звон постепенно нарастал к центру трагедии и затем резко обрывался, как оборвались жизни местных жителей в 1943 году. Через минуту молчания звучание колоколов возобновлялось. Но однажды случилась беда: трактор случайно порвал пучок проводов, соединявших колокола, и объемное звучание с тех пор пропало.
Торжественное открытие комплекса, 5 июля 1969 г.
Памятник-документ

Нарушая все традиции, мемориал начинается с кульминации — места трагедии. Здесь посетитель получает самое сильное эмоциональное потрясение. Оно возникает как взрыв, как нахлынувшая волна. Эмоционально-художественный образ мемориала венчает подсветка — красный свет воссоздает трагическую картину пылающей деревни.

Каждый посетитель приезжает в Хатынь со своим горем, с памятью своей семьи о войне. Потому нет единого места для возложения цветов, нет и жестко навязанного маршрута, длина которого не превышает рекомендуемый норматив 2,5 км. Молодым авторам приходилось отстаивать свое мнение. Им предлагали сделать композицию компактнее — сдвинуть к центру наиболее удаленные дома. Но архитекторы не отступили от проектного решения, сохранив исторический контекст и планировочную структуру деревенских улиц, объясняет Юрий Градов:
— Хатынь для нас —
это памятник-документ. На месте сарая смерти — рухнувший остов крыши,
на месте колодцев —
каплицы,
у каждого дома —
распахнутые калитки,
символ гостеприимства.
А границами
памятника стал
окружающий его лес. Ведь эти березы —
свидетели трагедии,
на которых, когда мы
впервые туда приехали,
еще были видны
следы пожара...
После открытия мемориала в 1968 году перед командой архитекторов поставили новую задачу: через трагедию одной деревни показать печальную судьбу погибших мирных жителей всей страны. Именно тогда продлили главную композиционную ось мемориала. Ее дополнило единственное в мире символическое кладбище 186 сожженных вместе с жителями деревень, разделивших печальную участь Хатыни. Появилась также скорбно склоненная стена памяти с пугающим количеством жертв нацистских концлагерей и Вечный огонь, прорывающийся через разорванную решетку. Эта ось получила завершение в виде трех березок и Вечного огня. Таким образом сложился крестообразный план, который стал еще одной знаковой вехой всего ансамбля…
Мемориальный ансамбль «Хатынь» стал символом народной памяти и скорби. Пугающая тишина этого сакрального места вобрала в себя и детский плач, и крики отчаяния матерей, и гнев умирающих в пламени мужчин. Лишь колокола отваживаются потревожить эту мертвую тишину, призывая нас, живых, помнить страшную трагедию, чтобы она никогда не повторилась.
Иосиф Каминский рассказывает о страшном мартовском дне 1943 года, когда была сожжена деревня вместе со всеми ее жителями май 1968
Торжественное открытие комплекса состоялось 5 июля 1969 года. На следующий день репортаж с места события появился в нашей газете. Цитируем отрывок из материала «Хатынь никогда не повторится!»:

«Торжественно-траурная церемония началась в Минске. На площади Победы собрались представители трудящихся всех районов столицы, партийных, советских и общественных организаций республики, ветераны Великой Отечественной войны. С краткой речью к собравшимся обращается первый заместитель Председателя Совета Министров БССР В. Е. Лобанок.

Лобанок подходит к Вечному огню у монумента Победы, зажигает факел и подносит его к чаше, установленной на бронетранспортере. Звучат торжественно-траурные мелодии. В бронетранспортере у чаши с огнем становится почетный караул. Бронетранспортер в сопровождении почетного эскорта делает круг по площади Победы и направляется в Хатынь.

Сюда прибыли делегации Минска и столичной области, районов и городов республики… После возложения венков и цветов процессия направляется к нише, расположенной в центре площадки. Товарищ Ф. А. Сурганов зажигает Вечный огонь, объявляет мемориальный комплекс «Хатынь» открытым».

Мемориальный ансамбль «Хатынь» стал символом народной памяти и скорби. Пугающая тишина этого сакрального места вобрала в себя и детский плач, и крики отчаяния матерей, и гнев умирающих в пламени мужчин. Лишь колокола отваживаются потревожить эту мертвую тишину, призывая нас, живых, помнить страшную трагедию, чтобы она никогда не повторилась.
Эскизы будущего мемориала и фрагмент макета
Хатынь, 9 мая 1975 г.
Эскизы элементов мемориального комплекса «Хатынь». Из личного архива Л. Левина.
РОДСТВЕННИКИ ВЫЖИВШИХ
В ХАТЫНИ
ВСПОМИНАЮТ
О ТРАГЕДИИ
Из огня Хатыни чудом спаслись шестеро. Среди них — 13‑летние Александр Желобкович и Владимир Яскевич. Никого из них, к сожалению, уже нет в живых. Однако память о том страшном дне их родственники хранят и свято чтят в наши дни. Сожженная нацистами деревня для них — это больше чем просто страница белорусской истории. Это личная трагедия, это память, которая священна.
Дочь Александра Желобковича Светлана Авгусевич рассказывает: отец был умным и добрым, скромным и отзывчивым, с обостренным чувством справедливости и очень требовательным во всем как по отношению к себе, так и к другим.

— Он был человеком особой закалки, — продолжает Светлана Александровна. — У него была огромная сила воли. Папа безгранично любил свою родную Беларусь всей душой. Но главная его черта — это военный человек по призванию. В 1946 году он надел свои первые погоны в подготовительном артиллерийском училище. Окончил высшее военное артиллерийское училище, а потом и ракетно-артиллерийскую академию. Прошел достойный путь от лейтенанта до подполковника. В его послужном списке Дальний Восток, Курильские острова, Казахстан, Туркмения, Ленинград, Чехия и родная Беларусь, где после окончания службы остался с семьей в Гродно.

Прошли десятилетия, но и сегодня протянуты прочные родственные нити до Хатыни. Сама же Светлана Александровна впервые приехала в деревню маленькой девочкой.

— Тогда мне было лет пять или шесть. Папа сказал: «Мы едем ко мне домой». Долго добирались до того самого места, его родины — Хатыни. И наконец мы с ним здесь.
«Подумала тогда:
как тут красиво!
И тихо…»

Подумала тогда: как тут красиво! И тихо…
Только деревья шумят.
Отец сказал:
«Вот и пришли...»
А я не понимаю, нет ведь никаких домов... Вот так я и узнала, что есть Хатынь, наша семейная боль и трагедия, лишившая жизни всех самых родных и близких папы.

О событиях того страшного дня отец Светланы Александровны не любил рассказывать. Однако всегда находил в себе силы говорить об этом, когда спрашивали друзья, коллеги, любопытные школьники, сослуживцы и корреспонденты. Но чувствовалось, что делился он воспоминаниями о трагедии Хатыни всегда с внутренней болью.
В том страшном огне 22 марта 1943 года погибла вся семья Александра Желобковича
Иосиф Каминский с отцом Светланы Авгусевич — Александром Желобковичем в Хатыни.
«Закричал:
«Мама!»,
но уже никто
не ответил»

Александр Желобкович жил в Хатыни с родителями и четырьмя сестричками — Олей, Лидой, Стасей и трехлетней Раей. Их дом стоял на краю деревни, недалеко от леса. Отец Саши был лесничим.

— Тогда, 22 марта 1943 года, 13‑летний мальчик не мог себе представить, что свою семью видит живой в последний раз. В послеобеденное время жители Хатыни заметили карателей. Родители посадили моего отца на коня и приказали ехать к тете в соседнюю деревню. Отец, конечно, рвался обратно. На рассвете с мужем тети Марии он вернулся в Хатынь. Деревни не было.
А в душе теплилась надежда, что в том страшном аду хоть кто-то еще из семьи выжил, — рассказывает Светлана Александровна.
После трагедии Александр Желобкович некоторое время жил в соседней деревне у тети и ее мужа Михаила. Потом был в Плещеницком детском доме с остальными выжившими детьми — Владимиром и Софьей Яскевич, Антоном Барановским, Виктором Желобковичем. Уже курсантом отец разыскал оставшегося в детдоме Виктора. Писал ему письма, исправляя красным карандашом ошибки в его детских ответных, отправляя их ему с новым письмом. Витя потом, перед тем как отправить весточку, просил воспитательниц проверить его текст, чтобы все было правильно. Уже взрослой Светлане об этом рассказал сам Виктор Андреевич.
Три креста, которые были установлены на месте захоронения хатынцев. Уникальное фото сделал один из выживших — Александр Желобкович
Александр Желобкович,
Владимир Яскевич
и Виктор Желобкович
дружили до последних своих дней,
тепло,
искренне любя
друг друга,
как братья.
Сироты,
обожженные
общей бедой,
часто встречались
семьями
и были счастливыми
рядом.
Виктор Желобкович, Александр Желобкович, Владимир Яскевич
«За время хатынцы
стали одним
целым»

В семи километрах от Хатыни при въезде в деревню Козыри расположен дом Иосифа Каминского (единственного взрослого, выжившего в хатынской беде) и его второй жены Марии Болеславовны, всеми членами семей хатынцев любимой бабы Мани.
Этот дом
для них
стал родным.
Их всегда принимали радушно,
с любовью
и широким
гостеприимством,
о чем и рассказала
Светлана Авгусевич.
Она с родителями и младшим братом Николаем приезжала в этот дом, а за большим столом собирались со своими семьями и остальные хатынцы. За это время они стали одним целым.

— А на 9 Мая все вместе ездили поклониться в Хатынь, потом возвращались в Козыри. Знаете, там всегда было много гостей, чувствовались тепло и уют. Даже не описать, с каким радушием хозяева этого дома нас всех всегда встречали.

У сына Александра Петровича, Николая, растут внуки — Кучинские Елисей, четвероклассник, и маленькая Ева, которая в этом году пойдет в первый класс. Светлана Александровна поделилась, что правнуки Александра Петровича знают о страшной трагедии их семьи, уже были в Хатыни 9 Мая по заложенной прадедом традиции. Гордятся им и чтут память своих предков.
«Беда, повторения которой нельзя допустить»
Правнук Владимира Яскевича Кирилл рассказывает, что хатынская трагедия сильно отразилась на его мировоззрении и отношении к прошлому Беларуси:

— Когда не стало прадедушки, мне было семь лет. Но он с отцом привил мне любовь к Родине. С самого детства смотрел вместе с ними военные фильмы, много песен тех лет знал наизусть. Да и сейчас интересуюсь историей партизанского движения, Великой Отечественной войны в общем, и Хатыни в том числе. Ведь это напрямую касается моего рода.
Кирилл Яскевич
— Когда не стало прадедушки, мне было семь лет. Но он с отцом привил мне любовь к Родине. С самого детства смотрел вместе с ними военные фильмы, много песен тех лет знал наизусть. Да и сейчас интересуюсь историей партизанского движения, Великой Отечественной войны в общем, и Хатыни в том числе. Ведь это напрямую касается моего рода.
Думаю,
что и я буду
рассказывать своим
внукам и правнукам,
какие события
затронули нашу семью.
Ведь это была беда,
повторения которой
нельзя допустить.
Это страшно.
Молодой человек также поделился, что знакомство с людьми часто сопровождается рассказом о своей семье, одна из страниц которой — печальная история о сожженной деревне. Признается: новые товарищи не скрывают своего интереса.

— Их ужасает масштаб этой трагедии. Все ждут новых подробностей, о которых не написано в учебнике по истории. Никто до сих пор, несмотря на то что прошло 80 лет, не может понять и осознать, что такое вообще могло быть.
Владимир Яскевич рядом с бронзовой табличкой с именами своих родных, погибших в трагедии.
Я всегда
им говорю:
чтобы прочувствовать
всю боль, пустоту,
скорбящую пустоту,
которая прерывается
лишь колокольным
звоном,
съездите в Хатынь, —
делится
Кирилл Яскевич.
Бежать,
чтобы
выжить

А внук Владимира Яскевича Илья вспоминает, что дед не любил рассказывать о том, что произошло в Хатыни. О событиях 22 марта 1943 года Илья узнал, будучи подростком, когда в гости приезжали другие оставшиеся в живых односельчане:

Дед неохотно этим делился, а если и начинал, то всегда плакал... Вот вы представьте: ребенок в 13 лет остался один, сожгли всю семью, всех родных и близких на его глазах, кроме сестры Софьи. Когда карательный отряд окружил деревню, дед бросился в лес, но угодил во дворе дома в яму с картошкой, которая была слегка присыпана землей и сеном. И тут его увидели два нациста. Один из них был уже готов стрелять, но второй отвел ствол. Что-то переговорили между собой и ушли. Так дедушка жив и остался.
Илья Яскевич
Софья и Владимир Яскевичи
Потом Владимир Яскевич жил у тети на хуторе, затем попал в тот же Плещеницкий детский дом, где были и остальные хатынцы. Чуть позже окончил ремесленное училище и всю жизнь проработал мастером цеха на Минском автомобильном заводе. Когда ушел на пенсию, уехал в Козыри, где после смерти Иосифа Каминского и Марии Болеславовны остался дом. Всю жизнь шел рука об руку со своей сестрой Софьей Антоновной, они до последних дней жизни друг друга поддерживали.

— Дедушка, несмотря на всю боль, горе и трудности, был человеком с большим сердцем, добрым и очень гостеприимным, — поделился Илья Викторович.

Семья Яскевич часто посещает Хатынь. Планируют съездить и в этом году — и на годовщину трагедии, и на 9 Мая:
— На этом
клочке земли
сохранена
вся история
нашей семьи,
да не только ее,
но и всей
нашей страны —
Беларуси, —
заключил
Илья Яскевич.
Посетят деревню и семьи дочери и сына Александра Желобковича. Ведь Хатынь для них — это общая боль и память о страшной трагедии марта 1943 года, навсегда соединившей потомков выживших хатынцев родственными связями.
Как рассказывал отец, еще издали возле пепелища
он увидел
на снегу женщину
и узнал свою мать
по очень красивым длинным волосам...
Таких в деревне
ни у кого не было.
Закричал: «Мама!»,
но уже никто
не ответил.
Он на всю жизнь запомнил,
как хоронили
погибших жители
соседних деревень.
Александр Желобкович, Виктор Желобкович и Владимир Яскевич. 9 мая 1986 года
Президент в Хатыни
Президент Беларуси Александр Лукашенко 22 марта принял участие в памятном мероприятии, приуроченном к 80-летней годовщине хатынской трагедии.

По прибытии Глава государства вместе с сыновьями посетил музей, построенный в мемориальном комплексе "Хатынь".
Александру Лукашенко показали экспозицию музея, где рассказывается не только о трагедии Хатыни, но также через связь поколений и эпох демонстрируется, какие войны, тяготы и лишения выпали на долю предков современных жителей Беларуси, как им приходилось защищать свою родную землю и право жить на ней. Основной акцент сделан на событиях Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Музей наполнен множеством экспонатов и современных интерактивных технологий, позволяющих максимально реалистично рассказать о страшных событиях прошедших лет. За каждой стеной, каждой фотографией в музее - страшные преступления, совершенные фашистами и их пособниками на белорусской земле.
Общая цифра сожженных
и пострадавших
в Беларуси деревень -
10 961.
Но и она,
как рассказали Президенту,
не окончательная.
На территории мемориального комплекса Александр Лукашенко также посетил церковь, которая была восстановлена по образцу ранее там существовавшей и уничтоженной во время Великой Отечественной войны. В храме Глава государства зажег свечу.
Еще раз хочу повторить всем вам и тем, кто меня услышит: приходите сюда чаще, приводите с собой детей - своих, соседей, других. Если забудем дорогу в Хатынь - все повторится. Нам надо это избежать. Жизнь дороже всего.

Живите долго. Счастья вам, здоровья и благополучия. Это очень актуально на этом клочке белорусской земли.
Вы знаете:
у фашизма
нет человеческого лица, но есть имена.
Имена убийц
и предателей.
И мы их знаем.
Есть наследники
и идейные продолжатели,
в которых вновь
пробудился
ген ненависти к нам,
всей славянской
цивилизации,
нашему народу.
Мы ранее не подчеркивали, что большинство стран Западной Европы встали под знамена гитлеровской Германии и мировой капитал оплатил этот поход. Они против нас сегодня санкции вводят, развязали экономическую и информационную войну.

Но мы не забыли, и наследникам карателей тоже напомним, как в далеком 41-м белорусская земля превратилась в один большой лагерь смерти. Как людей сжигали, давили танками, топили, расстреливали прямой наводкой из тяжелых орудий. Как закапывали детей живьем, экономя пули, и распыляли над нашими городами и селами отравляющие вещества.

Сегодня мы оплакиваем жителей 11 тыс. наших деревень, поселков и хуторов, сожженных частично или полностью. Мы оплакиваем всех невинных жертв нацизма, всех не вернувшихся с той войны героев. Это 50 миллионов жителей планеты. Большая часть - наши советские люди. Вечная им память.
В эти минуты я хочу обратиться к нашей молодежи. Мы гордимся вами. Всеми. Особенно теми, кто принял участие в реконструкции этого мемориального комплекса. Музей, который мы сегодня открываем под хатынским небом, - в том числе и ваше детище. Все вместе мы воплотили в жизнь проект, призванный сделать память об ужасах той войны еще острее. Я очень хотел, чтобы у людей щемило в груди еще до того, как ступить ногой на святую землю Хатыни. Думаю, у нас получилось.

В Год мира и созидания мы, белорусы, говорим отчетливо и громко: нет никаких оправданий политике геноцида, нет ничего важнее жизни человеческой.
Александр Лукашенко в Хатыни 22 марта 2023 года
До сих пор
мы старались
не обременять чувством вины
детей и внуков палачей, пришедших
на нашу землю,
чтобы окончательно
решить вопрос
с нами, со славянами.
Восточными славянами.
"Арийские стандарты" они заменили на либеральные демократические ценности. Фильтрация народов на соответствие новому эталону идет давно. Через цветные революции, мятежи, прокси-войны, санкции, шантаж. Как далеко это может зайти - мы тоже знаем.

К сожалению, уже и видим на примере соседних стран, где на руинах памяти о советском наследии и Великой Победе, на обломках разрушенных памятников воинам-победителям поднял голову современный неонацизм.

Видим, как просыпаются инстинкты предков - украинских, латышских, литовских и польских карателей, бросавших в огонь наших детей, стариков и женщин. Поэтому мы обязаны и сделаем все, чтобы сохранить в истории подвиг поколения советских людей, которые с честью прошли свой урок мужества и героизма. Чтобы Хатынь стала местом силы белорусского народа. Это наш с вами долг.
Выступление Президента
на памятном мероприятии, приуроченном к 80-летней годовщине хатынской трагедии
Во время церемонии память погибших и павших в годы Великой Отечественной войны почтили минутой молчания
Уважаемые соотечественники, дорогие друзья, гости Беларуси!

Память и долг привели нас сегодня в Хатынь. В деревню, которой больше нет и никогда не будет на географической карте Беларуси. Ровно 80 лет назад здесь остановилось время: прекратилась история рода мирно живущих на своей земле белорусских семей, оборвались 149 жизней стариков, женщин и детей, в том числе не успевших родиться.

Эта трагедия, как и тысячи таких же чудовищных преступлений, совершенных в годы Великой Отечественной войны, навечно выбита в камне и в сердце белорусского народа. В сердце народа-победителя, сильного и великодушного, умеющего прощать.
После посещения музея Александр Лукашенко оставил запись в книге почетных гостей.

Во время памятного мероприятия Глава государства возложил венок к Вечному огню и принял участие в митинге-реквиеме, во время которого память погибших почтили минутой молчания.
"Это действительно оригинально и неповторимо", - отметил после проведенной экскурсии Глава государства.

Он обратил внимание, что ранее о событиях военных лет порой рассказывали в некоторой степени киношно. Но в новом музее все максимально близко к реальности. "Все просто и понятно. Именно так, как тогда было", - подчеркнул белорусский лидер.

Он уверен, что экспозиция должна впечатлить посетителей.
ХАТЫНЬ СЕГОДНЯ. НОВЫЙ МУЗЕЙ
Сегодня тысячи и тысячи посетителей приезжают сюда со всего мира, чтобы почтить память всех невинных жертв той страшной поры. Директор мемориального комплекса «Хатынь» Артур Зельский рассказал о масштабной реконструкции, которая началась здесь прошлой весной, и объяснил, почему побывать тут должен каждый.
К 80‑летию трагедии в мемориальном комплексе завершилась масштабная реконструкция, которая была объявлена Главой государства Всебелорусской молодежной стройкой. На территории трудились ребята из всех регионов страны, а также россияне и мо­лодые представители Германии, Латвии, Мьянмы.

Важно, что мемориальный комплекс сохранил свой первоначальный вид, но при этом появились на территории и новые объекты. Например, музей.
Не переделать, а дополнить
— Современные
посетители
особенные.
Люди едут
в мемориальный
комплекс
не за информацией
(она сегод­ня
доступна),
а за ощущениями,
эмоциями
и впечатления­ми.
Они стремятся попытаться прочувствовать то, что здесь происходило. Это тяжело, но необходимо. Экспозиция нового музея на это и нацелена. Она помогает осознать, что такое война без прикрас и замалчиваний, — рассказывает Артур Зельский. — Создавая музей, мы ста­вили перед собой цель — показать ужасы во­йны, которые проходили по нашей территории, сквозь время. Белорусы всегда жили мирно, сеяли хлеб и растили детей. Меч брали в руки только тогда, когда свою землю нужно бы­ло защищать от неприятеля. Но вместе с тем наш народ из-за угроз извне нес колоссальные потери. В Северной войне в XVIII веке погиб каждый третий. В 1812 году — каждый четвертый. Первая мировая война унесла жизни каждого пятого. Помним ли мы об этом? Со­относим ли с собой? Важно, чтобы и трагедию Великой Отечественной мы воспринимали во всей полноте.
Артур Зельский
Делая упор на эмоциональную составляющую, создатели музея удовлетворят интересы и самых пытливых посетителей. На современных тач-панелях можно ознакомиться с документами, фотографиями и прочей со­путствующей информацией.

— Сегодня продолжается расследование уголовного дела о геноциде бело­русского народа. Проводятся раскоп­ки, идет серьезная работа с архивами и свидетелями, уточняются данные. Количество сожженных населенных пунктов тоже подлежит пересмотру. Благодаря современным технологиям информация в экспозиции будет обновляться. Точку ставить рано, — подчеркивает Артур Зельский.
В кратчайшие сроки на территории мемориального комплекса возвели церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

— Как точно отметил митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси Вениамин, мы не построили новую церковь и не реконструировали старую, мы воссоздали по образу и подобию ту, что была здесь раньше, — обращает внимание Артур Зельский. — В Национальном историче­ском архиве сохранились описания хатынского храма конца XVIII века. Мы знали, какой он был по масштабам, какой купол его венчал, каким было крыльцо, какие иконы находились внутри, — все это и постарались воссоздать.

Богослужения в храме будут проходить по особым дням, а во время работы мемориального комплекса посетители смогут зайти внутрь, чтобы помолиться, зажечь свечу.
Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Хатыни
Звучат
страшные цифры:
в XVIII веке
в различных вооруженных
конфликтах погибло
более половины
населения Беларуси.
Не успел
народ оправиться,
как на его долю
выпала
Первая мировая,
забравшая
каждого пятого.
Первый зал.
Конфликты
на нашей земле
Первый зал охватывает период истории Беларуси с X по XX век. Он напоминает об основных военных конфликтах, которые пронеслись по нашей земле.
С первых дней вторжения
Беларусь превратилась
в кровавую рану
на теле Советского Союза.
Мужчины устремились
на фронт, женщины
пытались вывезти детей.
Добавляет трагизма голографическое
изображение
маленькой девочки
Аллы Марук,
рассказывающей,
как она оказалась
в концлагере.
Второй зал погружает нас в атмосферу начала Великой Отечественной войны: нарушение привычного уклада мирной жизни, первые жертвы и разлученные семьи. Тревожный звонок на старый дисковый телефон разрезает тишину обычной крестьянской хаты. Мужской голос в трубке спрашивает, жива ли дочь. Связь предательски обрывается… Советский диктор по радио произносит страшное слово «война!».
Второй зал.
Начало войны

Неподдельный ужас вызывает найденная в одной из могил монтировка. Следователи полагают, что ею фашисты забивали людей по голове до смерти, чтобы не тратить пули.
Здесь же собраны уникальные
экспонаты,
обнаруженные
в ходе расследования
Генеральной
прокуратурой
уголовного дела
о геноциде
белорусского народа.
Шестой зал демонстрирует исторические исследования трагедии войны, отражает историю создания мемориального ансамбля «Хатынь». Алесь Адамович, Янка Брыль и другие авторы годами записывали свидетельства выживших. Эти голоса прошлого звучат из ретропроигрывателя, из первых уст рассказывая нам об ужасах войны.
Шестой зал.
История и свидетели
Но хатынский колокол
XIX века
в центре зала
молчит.
Он онемел
от ужаса
и больше никогда
не заговорит.
Сгоревших заживо людей
в хатынском сарае
больше нет,
осталась
лишь вечная память
о них.
Пятый зал — пространство памяти. На стенах выбиты названия населенных пунктов, пострадавших от захватчиков. Колышутся на ветру колосья — символ того, что даже после самой страшной войны жизнь продолжается. Люди возделывают землю, засевают поля, отстраивают заново свои судьбы, дома, страну.
Пятый зал.
Память
И гильза, внутри которой застрял фрагмент сожженного дерева. Это единственная гильза, обнаруженная в Хатыни! Уникальнейший экспонат нашли в этом году во время земляных работ на территории комплекса.
Чем кончился
тот роковой день
для жителей Хатыни,
нам напоминает
обожженная
стена сарая.
На ней — карта Беларуси,
где красными угольками
тлеют 216
сожженных деревень,
разделивших
судьбу Хатыни.
Четвертый зал посвящен сожженным деревням. В дополнение к инсталляциям установлены светодинамические экраны, которые воссоздают эффект нахождения в горящем сарае. В центре зала — сруб колодца как напоминание о практике оккупантов сбрасывать в них детей. Со стен зала за чудовищной сценой наблюдают молчаливые лики — свидетели подобных карательных операций.

О трагедии Хатыни рассказывает голографическое изображение чудом выжившего в горящем сарае семилетнего Вити Желобковича.
Четвертый зал.
Сожженные деревни
«Кровавый ручей» приводит нас к небольшой инсталляции — плюшевый медвежонок, а рядом с ним автоклав для кипячения шприцов. Это напоминание нам, как нацистские изуверы выкачивали кровь из детей и переливали ее своим раненым офицерам. Люди в белых халатах, клявшиеся спасать жизнь, беспощадно забирали ее у беззащитных детей.

В этом же зале разместилась скульптура девушки, идущей на эшафот. Это собирательный образ, ставший символом всех невинно убитых белорусов, юности, которая погибла, не успев расцвести.
Карательные операции
начались сразу,
летом 1941 года.
Начало политике
геноцида белорусского народа
на оккупированной территории
положила операция
«Припятские болота».
Музей собрал уникальные фотоулики.
На одном из фото
неизвестная девочка
копает себе могилу,
а вокруг толпятся палачи
в ожидании совершить
роковой выстрел.
Третий зал раскрывает тему оккупации, концлагерей, массовых расстрелов и выживания мирного населения в этих нечеловеческих условиях.
Третий зал.
Расколотая страна
КАК ДОЕХАТЬ
В ХАТЫНЬ
Мемориальный комплекс «Хатынь» находиться в Логойском районе Минской области.

Из Минска можно выехать по трассе М3 в направлении Витебска. На 54 километре шоссе установлен указатель «Хатынь».

Проехав 5 километров, вы окажетесь на территории мемориального комплекса «Хатынь».

Координаты GPS: 54.334444444, 27.944166667
Издательский дом "Беларусь сегодня"