На площади Победы в Минске с 1961 года горит первый в истории Беларуси Вечный огонь. Молодое поколение белорусов вряд ли знает, что архитектурное окружение величественного монумента Победы в центре столицы еще полвека назад было иным: свой нынешний вид площадь приобрела в 1984‑м. Раскрываем уникальные подробности этого преображения.
Сначала немного предыстории. Архитектурный ансамбль будущей площади Победы начал формироваться в конце 1930‑х с началом строительства двух дугообразных домов. В годы войны здания были повреждены, в 1947‑м — восстановлены. Некоторое время через центр площади ходил трамвай, однако после принятия решения об установке здесь памятника воинам Советской армии и белорусским партизанам транспорт пустили по кругу.
Право зажечь Вечный огонь на площади Победы 3 июля 1961 года было предоставлено Герою Советского Союза, начальнику Минского гарнизона, первому заместителю командующего Краснознаменным Белорусским военным округом генерал-полковнику танковых войск Алексею Бурдейному. С июня 1944 года под его руководством 2‑й гвардейский Тацинский танковый корпус в составе 31‑й армии 3‑го Белорусского фронта участвовал в операции «Багратион». Входившая в состав корпуса 4‑я гвардейская танковая бригада на рассвете 3 июля 1944‑го первой завязала бои на улицах Минска.
— Иная форма площади позволила вывести подземный переход к монументу и Вечному огню, а для смыслового наполнения образовавшегося на поверхности пространства мы предложили установить по бокам небольшие гранитные блоки с надписями — посвящениями городам-героям, — продолжает Борис Школьников. — Вечный огонь был вынесен чуть вперед, если смотреть со стороны реки Свислочь, и получил новое, более торжественное обрамление. Аванплощадь перед ним позволяла проводить различные торжественные мероприятия.
Больше четверти века облик площади не менялся. Ее центральная часть выглядела торжественно, но, чего уж скрывать, не так величественно, как сегодня. Судите сами. Доступ посетителей к монументу — только по зебре через Ленинский проспект (ныне проспект Независимости). Пространства мало: ступенчатый подиум вел от памятника прямо к Вечному огню, вокруг которого — лишь красная каменная крошка. И все это в шаге от проезжей части.
Монумент Победы был установлен на площади в 1954 году. Выглядел он так же, как и сейчас: облицованный серым гранитом 38‑метровый обелиск с изображением ордена Победы на верхушке, бронзовые горельефы на четырех гранях постамента, чуть ниже — обвитый лавровой бронзовой ветвью меч. Вокруг обелиска — четыре бронзовых венка, обозначающих четыре фронта, воины которых принимали участие в освобождении Беларуси.
Вечный огонь на площади Победы был зажжен лишь в начале следующего десятилетия. Возможно, идея витала в воздухе и ранее, но с ее воплощением пришлось повременить. Дело в том, что работы по обеспечению Минска природным газом развернулись лишь в 1958‑м с началом строительства газопровода Дашава — Минск — Вильнюс — Рига.
Бригада электриков на площади Победы
30 октября 1960‑го была торжественно открыта задвижка, пустившая газ в сети города. А еще через несколько месяцев газопровод дотянулся до площади Победы и зажег там Вечный огонь. Произошло это 3 июля 1961 года.
По замыслу архитекторов монумент Победы должен был иметь высоту более 40 метров, но из-за сжатости сроков возведения (открытие планировалось в день 10‑летия освобождения Минска) он получился ниже.
До ноября 1958 года нынешняя площадь Победы в Минске имела название Круглая. Сейчас это имя носит площадь на пересечении улиц Радиальной и Ваупшасова.
Картина в корне изменилась благодаря строительству первой линии Минского метрополитена — объекты под землей и на земле были объединены в единый архитектурный ансамбль. В том числе произошла перепланировка площади. Авторы проекта — архитекторы Борис Ларченко, Борис Школьников и Константин Вязгин.
Мы попросили рассказать об этой работе члена Белорусского союза архитекторов, профессора Международной академии архитектуры, руководителя творческой мастерской Бориса Школьникова.
— На самом деле над проектом работало много талантливых специалистов, — заметил Борис Эммануилович. — В том числе, например, конструктор Валерий Левин, художники Владимир Стельмашонок и Валерий Довгало. Изначально в институте «Минскпроект» проводился конкурс на право проектирования станции метро «Площадь Победы». Его выиграла наша группа, она и приступила к работе под руководством Бориса Михайловича Ларченко (он в то время возглавлял мастерскую) совместно с институтом «Минскметропроект».
Архитектор обращает внимание: обновленная форма площади Победы гармонировала с существовавшей застройкой. Напомним, два довоенных дома, крыши которых украшает надпись «Подвиг народа бессмертен», образовывали полукруг. В начале 1950‑х к ним добавились шесть жилых зданий вдоль главной городской магистрали, но с некоторым отступом от нее. Это позволяло в процессе перепланировки «вытянуть» объект без ущерба для его облика и не создать при этом неудобств водителям и пешеходам. Благодаря грамотному благоустройству удалось сохранить и два небольших сквера, ведущих к набережной Свислочи. К слову, прямоугольная площадка перед Вечным огнем имеет с внешней стороны закругление с таким же радиусом, как и за монументом Победы.
По словам Бориса Школьникова, изначально перед авторами проекта не стояла задача сохранить площадь Победы в ее прежнем виде. Как восприняли перепланировку минчане?
— Наши идеи получили одобрение на художественном и архитектурном совете, положительные отзывы от руководства города и страны, — говорит архитектор. — Что касается мнения обычных минчан, то отрицательных отзывов я тоже не припомню.
Большое видится на расстоянии: сегодня площадь Победы с монументом и Вечным огнем выглядит строго и торжественно. О том, что принятые в начале 1980‑х архитектурные решения были верными, свидетельствует и тот факт, что до сих пор никто не задается целью перепланировать это пространство. Даже прошедшая в 2019 — 2020 годах реконструкция площади носила, по сути, реставрационно-модернизационный характер — все архитектурные решения предыдущих авторов были сохранены.
Творческий коллектив изначально должен был учитывать и новые транспортные реалии (два входа в подземку, оживленное уличное движение на главном проспекте города), и архитектурные традиции. Возникла идея сделать площадь не круглой, а овальной, сохранив прежнюю форму на подземном уровне. Так появился знаменитый пешеходный переход вокруг основания монумента Победы. Круглый мемориальный зал, посвященный памяти героев, павших во время Великой Отечественной, является яркой достопримечательностью.