24 ноября 2021 года Президент подписал Указ о присвоении звания «Герой Беларуси» летчикам, погибшим под Барановичами в мае этого года, – Андрею Ничипорчику и Никите Куконенко. С заместителем командира учебно-боевой авиационной эскадрильи по идеологической работе гвардии майором Брониславом Жарским мы поговорили о настоящих мужчинах, которые едва ли успели осознать, что своим поступком доказали, что значит на самом деле быть верным военной присяге, народу и профессии. А еще я убедился в том, что в авиации не бывает случайных людей. И да, офицеры тоже плачут.
Бронислав Жарский
– Бронислав, говорить в прошедшем времени о парнях, которые, как и мы с вами, строили планы, мечтали, хотели жить, – непросто. О чем вы подумали, когда я позвонил и попросил рассказать об Андрее и Никите?
– Всегда с радостью вспоминаю о ребятах, о том, какими они были. Скорее, нет, не так. Какими они остались в наших сердцах, нашей памяти. Поэтому и мысли не возникло отказать в беседе. Хочется поделиться тем, что знаю о Героях, с которыми повезло вместе служить. Конечно, я скорблю, переживаю. Знаете, время проходит, а эмоции… Эмоции никуда не уходят. Несмотря на все позитивные воспоминания, связанные с Андреем и Никитой, перед глазами постоянно возникает жуткая картина того майского дня. Я с напарниками стоял на боевом дежурстве, а парни полетели звеном на тренировочный полет. Это была крайняя репетиция перед демонстрационным полетом, который готовили ко Дню города и юбилею 61-й истребительной авиационной базы. Когда самолеты стали возвращаться из Барановичей, командиру доложили: что-то пошло не так. Не смогу описать, что я испытывал, когда узнал об этом и находился в неведении. Пока к месту крушения не долетел спасательный экипаж, мы, естественно, надеялись на лучшее. А потом один звонок, второй звонок, меняющиеся взгляды и лица командиров…
– Парни понимали, что это всё?..
– Конечно. И тому подтверждение – радиообмен, который предоставили общественности. Видимо, у них была договоренность между собой: обеспечить безопасность людей, находящихся на земле. Они были слаженным тандемом, доверяли друг другу. Поверьте, летчик независимо от его опыта никогда не садится в самолет с мыслью, что может произойти нечто плохое.
– Вам 29 лет, с женой воспитываете двоих детей… После случившегося вы спрашивали себя: а как бы я поступил и смог бы так же?
– Николай, я уверен, что у нас об этом думали все. Но дать однозначный ответ самому себе, когда понимаешь, что дома ждут близкие, вряд ли кто-то сможет. Да и не стоит, возможно, об этом думать. Не дай Бог оказаться в подобной ситуации.
– А ваша жена не задавала вам этот же вопрос?
– В тот день я домой вернулся ночь­ю. После долгого молчания (она видела мое состояние, сопереживала, пыталась успокоить) супруга спро­сила: «Может, хватит? Может, уйдеш­ь?» А я не знал, что сказать, ее тоже можн­о понять. Но это моя работа, дело, кото­рое люблю.
– После трагедии нашлись и те, кто в сети бросал в адрес летчиков оскорбления. Что бы сегодня, спустя полгода, вы сказали этим людям?
– Бог всем судья. Не хочу опускаться до их уровня и переходить на оскорбления. Во-первых, Андрей и Никита ничего плохого им не сделали. А во-вторых, если ты не понимаешь в самолетах, полетах и авиации в целом, лучше промолчи. Вряд ли кому-то стало легче после тех неприглядных комментариев.
– Как вы и ваши товарищи отреагировали на новость о присвоении офицерам звания «Герой Беларуси»?
– А мы не сомневались, что так будет. И очень благодарны Главно­командующему за это решение. Хотя вы, думаю, помните, Президент, как только узнал о случившемся, называл парней Героями. Единственное… Больно от того, что в указе есть приписка «посмертно». На китель Звезду им уже не повесить. А ведь они были Героями при жизни и по жизни.
– Как вы познакомились с Андреем?
– Это был, наверное, 2013 год. Я учился в Военной академии. Мы приехали в Лиду для прохождения практики, летали на Л-39. А Андрей – на Су-25, был командиром звена. Впервые увидел его у входа в наш так называемый летный домик, где летчики отдыхают, готовятся к полету, проходят медицинский осмотр. Тогда мы толком и не познакомились. Только спустя пару месяцев, когда стали пересекаться то в столовой, то в автобусе, начали общаться. Часто встречались в здании, где находятся тренажеры Су-25 и Л-39. Андрюха всегда улыбался и повторял, чтобы я не стеснялся обращаться за советом или помощью. В 2015-м я окончил академию и по распределению убыл для прохождения службы в Барановичи. Через год меня и еще трех однокашников перевели в Лиду. Тогда как раз поступили на вооружение самолеты Як-130. Когда нужно было определиться, кто в чьи звенья попадет, я оказался с Андреем.
– Строгий наставник?
– Требовательный. Его слова: «Меньше, чем я, знать нельзя, больше – можно». Да, он спрашивал с нас, но оно и понятно. Делился с начинающими летчиками не только тем, что написано в книгах, а всегда все объяснял с помощью примеров из своей практики. Когда садишься в самолет и знаешь, что сзади инструктор Андрей Ничипорчик, то нет никакого мандража и страха… Он обязательно настроит на позитив и скажет: не переживай, все получится.
– А с Никитой долго были знакомы?
– Никита оказался среди курсантов, которых первыми направили на практику на Як-130, и, как и я когда-то, попал в звено к Андрею. Помню, тот пошутил: «Я не люблю рыжих, но дайте мне вот этого рыжего». В итоге Никита показал лучшие результаты на теоретическом и практическом экзаменах. Когда встал вопрос, кого оставить в эскадрилье после выпуска, единогласно решили, что это будет Никита. А он и не был против. Угадайте, к кому в звено попал.
– К Андрею, конечно.
– Да. Они настолько сдружились! Никита всегда на позитиве, с улыбкой, яркий и солнечный. Неважно, какая погода на улице, летаем мы или не летаем, получается что-то или не совсем…
– Рыжие, наверное, все такие жизнерадостные. А какими парни были за пределами авиационной базы?
– Мы с Андреем рядышком жили. Не соседи, но на одной улице. Идем на полеты, встречаемся на перекрестке и разговариваем по дороге. Не о работе – о жизни, семье, детях. Со службы возвращаемся – то же самое. Когда у меня родился сын, а потом дочка, спрашивал у него, как воспитать детей так, чтобы выросли хорошими людьми. Он был уверен: главное – родительский пример. Вот Андрей всегда занимался спортом. Бежит, допустим, утром, а сзади на велосипеде едет старший сын. Представьте, шестилетний парнишка подтягивается, отжимается, делает подъем с переворотом, занимается карате, танцами.

Никита был безотказным. Как-то ночью сломалась моя машина. Кому, думаю, позвонить, чтобы помог затянуть? Конечно, Никите. Я часто посещаю школы, общаюсь с ребятами, рассказываю о службе, об академии. И Никиту брал с собой. Он только выпустился, еще все живо в памяти… Никогда не отказал. Я мог сесть за последнюю парту и слушать – как будто снова становился школьником. Настолько эмоционально он всегда рассказывал о самолетах, об авиации.

Андрей и Никита располагали к себе своей открытостью и душевностью. Если бы вы с ними пообщались, уверяю, осталось бы приятное впечатление и хотелось бы снова встретиться.
– Бронислав, так какими Никита и Андрей останутся в вашем сердце?
– Родными.
ЧТО ПРОИЗОШЛО

Военный самолет Як-130 Лидской штурмовой авиационной базы потерпел крушение 19 мая 2021 года в Барановичах. Экипаж в составе командира звена учебно-боевой эскадрильи майора Андрея Ничипорчика и пилота звена учебно-боевой эскадрильи лейтенанта Никиты Куконенко выполнял плановый учебно-тренировочный полет, в ходе которого заметил техническую неисправность. Перед гибелью летчикам удалось направить судно на единственный свободный пятачок в плотной застройке – пустырь между многоквартирными и частными домами. От момента возникновения аварийной ситуации до падения самолета прошло чуть более минуты. Соболезнования семьям погибших летчиков выразил Александр Лукашенко.
ЦИТАТЫ

Игорь Голуб, командующий ВВС и войсками ПВО ВС:

– Экипаж после возникновения аварийной ситуации доложил руководителю полетов об отказе системы управления. В данной ситуации согласно требованию руководящих документов экипаж обязан покинуть самолет – катапультироваться. Руководитель полетов за эти 60 секунд не менее десяти раз подал в эфир команду «Катапультируйся! Катапультируйся! Прыгай!». В это время самолет перешел в неуправляемое хаотичное движение и его траектория начала уклоняться влево, то есть в сторону города. Экипаж не покинул самолет, продолжал бороться – и смог перейти на резервную систему управления. В данном случае это позволило стабилизировать только направление полета, и экипажу удавалось изменять направление полета, но не высоту, которая продолжала интенсивно падать. На высоте около 50 метров экипаж выровнял направление полета неимоверными усилиями и направил самолет именно в ту единственную точку, которая была вне жилых построек.

Виктор Хренин, Министр обороны:

– Случившееся необратимо, но память о летчиках и их подвиге навсегда останется в наших сердцах. Ребята ценой своей жизни не покинули практически неуправляемый самолет и отвели его от жилых домов. Тем самым удалось избежать непоправимого. Этот поступок говорит о том, что в наших Вооруженных Силах служат сильные духом и мужественные люди.
Эскиз памятного знака
НАГРАДА

Указом Президента № 457 от 24 ноября 2021 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, летчикам Андрею Ничипорчику и Никите Куконенко посмертно присвоено звание «Герой Беларуси».

Высшие государственные награды семьям погибших героев Александр Лукашенко вручил 17 декабря 2021 года.
Татьяна Куконенко
Анастасия Ничипорчик
НИЧИПОРЧИК Андрей Владимирович
(17.10.1987–19.05.2021)
Военный летчик первого класса


Родился в Поставах Витебской области. Окончил Военную академию Республики Беларусь (2010). С 2016 года работал инструктором.

КУКОНЕНКО Никита Борисович
(18.09.1998–19.05.2021)
Военный летчик


Родился в Полоцке Витебской области. Окончил военную академию Республики Беларусь (2020). С 2020 года служил в Лидской штурмовой авиабазе.

© Издательский дом "Беларусь сегодня", 2021