Его ценили Горький и Твардовский, космонавт Петр Климук летал в космос со сборником его стихов. Он писал для взрослых и детей, писал о том, что болело у простого человека, которому выпало жить в суровую эпоху мировых войн и тектонических сдвигов. Именно ему, бесконечно влюбленному в родную «мову», по натуре селянину, по профессии учителю, а по призванию писателю, мы обязаны расцветом белорусского литературного языка, для возрождения и развития которого мало кто сделал больше, чем Колас. И если Янка Купала — душа «мовы», невиданный цветок папоротника, проросший в заповедном уголке леса, то Якуб Колас — сама земля.
Человек начинается с детства. Константин Мицкевич, сын радзивилловского лесничего, начал осознавать себя в прекрасных краях — на берегах Немана, в живописных лесных заимках (кто хоть раз бывал в родных Коласу Акинчицах, Альбути, Смольне, в урочище Темные Ляды, тот непременно будет тянуться в эти края вновь и вновь), в добротных хатах и хуторах, в кругу семьи и односельчан, веселых, работящих, крепких людей, которые все до одного были плоть от плоти своей родной земли. Детские годы, полные любви и счастья, раннего труда, какой всегда бывает в крестьянских семьях, вылепили широкую и прекрасную натуру истинного белоруса, характер одновременно приземленный и устремленный к небу. Он с детства был очарован красотой родной природы и вдохновением сельского труда. Якуб Колас первым увидел истинную поэзию, сопровождающую жизнь крестьянина и работу труженика земли: колесо жизни и смерти, от посева до сбора урожая, которое движут крепкие, в трудовых мозолях крестьянские руки.
Песняр отплатил близким за любовь и заботу, увековечив своих родовичей. Образы отца, матери, любимого дядьки Антося, родных и близких, односельчан, реальные истории из их жизни — все это отразилось во множестве стихотворений, в поэме «Новая зямля», своего рода стихотворной летописи рода Мицкевичей, литературном памятнике всем труженикам-белорусам.
«Як беларуса ні гналі, як яго ні душылі, як ні тапталі яго ў балота, усё ж такі ён захаваў сваю мову», — писал Якуб Колас. О Песняре нельзя говорить в отрыве от его научной и общественной деятельности, от педагогики, которой он посвятил годы жизни. С первых дней Колас работал в Научно-терминологической комиссии по сбору устного народного творчества, на базе которой был создан Институт белорусской культуры — прообраз Академии наук. Учил студентов белорусскому языку, создал авторскую методику преподавания «мовы». Параллельно со съездами писателей участвовал в работе Всебелорусских съездов Советов. В 1926 году следом за Янкой Купалой получил звание народного поэта БССР, а три года спустя стал вице-президентом Академии наук БССР — бессменным. Общественное всю жизнь идет у Коласа бок о бок с личным, творческим, и сколько бы он ни сетовал, что мало времени отдает письму, эта вторая сторона его жизни не менее нужна и важна для Отечества, чем написанные им строки. И писатель это понимает: в конце концов, он с юности не был ни единоличником, ни богемой, он народный поэт в самом лучшем и высшем смысле этого слова — полностью отдающий себя служению Родине.
Семья, земля, природа — вот опоры его мира, с рождения и до смерти.
Собрание сочинений писателя насчитывает 20 томов — плоды непрерывного многолетнего труда. Наследие Якуба Коласа до сих пор питает всю нашу словесность, и из него по сей день прорастают новые колосья, на вспаханной им ниве зацветают синеглазые васильки…
«Ніякае багацце людзей не бывае даражэйшым за іх родную мову»
«Шчасце можа быць поўным толькі тады, калі ўсе вакол цябе адчуваюць сябе шчаслівымі»
А будзе йсці навука туга, Падгоніць бацькава папруга!»
В быту совершенно неприхотливый, Колас отказывается от особняка, который ему предлагают после войны как народному поэту: негоже роскошествовать, когда измученный, переживший оккупацию народ ютится кто в бараках, кто в землянках. И даже когда у него появляется двухэтажный дом (в двух шагах от Академии наук, с которой он не разлучался до конца жизни), он по сельскому обычаю живет в нем вместе с двумя сыновьями и их семьями. Все, как положено патриарху рода в деревне: жить в окружении детей и внуков. Самому ему нужен лишь кабинет для работы и крохотная спальня.
«Няма ў чалавека нічога прыгажэй і даражэй за радзіму. Чалавек без радзімы — бедны чалавек»
Дядька Антось приохотил племянника к чтению на русском и белорусском языках. Басни Крылова, стихи Янки Лучины и Франтишка Богушевича сподвигли будущего классика на стихотворные опыты еще в детстве. Те первые строки не дошли до нас, однако и не остались просто детским увлечением: тяга к книгам, жажда справедливости и желание облегчить долю простого народа привели Константина Мицкевича к учительской работе, а пылкость натуры — к постоянному совершенствованию себя как автора. Как и многие образованные молодые люди своего времени, он впечатлился идеями народников, ратовавших за облегчение жизни крестьянства, за образование и достойную жизнь для всех обездоленных и угнетенных.
«Добра быць у дарозе, якую ты сам сабе выбіраеш»
Собственно, и псевдоним Якуб Колас появился на волне идейной: начинающий автор, как и многие его ровесники, зачитывался стихами Петра Якубовича-Мельшина, этого яростного могиканина русского народничества. Якубович-Мельшин в 1900‑е обладал огромным влиянием на молодые умы, особенно любил Константин Мицкевич его стихотворение о колосе. Так и появился псевдоним, слава которого надолго пережила известность прародителя: Якуб — в честь Якубовича, Колас — в честь того самого воспетого поэтом колоска… 1 октября 1906 года в первой легальной белорусскоязычной газете «Наша доля» появляется стихотворение молодого учителя под названием «Наш край», с него и начинается путь писателя Якуба Коласа.
Участие в двух подряд нелегальных учительских съездах (1906‑м и 1908‑м), полицейский надзор, арест и три года заключения в Пищаловском замке — самом неприступном остроге страны… Трудное время, но только такое и годится, чтобы писать. Именно в тюрьме создавался первый сборник коласовских стихов «Песні-жальбы», высоко оцененный Максимом Богдановичем, там же была начата работа над поэмой «Сымон-музыка»:
I гэты скарб, пазычаны, адбiты,
У сэрцы перажыты
I росамi абмыты
Дзяннiц маiх, дзяннiц маiх мiнулых,
Для вас, душою чулых,
Як доўг, як дар,
Дае пясняр.
Все пережитое годы спустя отразилось и в прозе, легло в основу трилогии «На ростанях»: Якуб Колас оставался верным правилу брать у жизни, говорить о выстраданном — им самим, близкими и всем белорусским народом. Первая мировая война отразилась в поэме «На шляхах волі», борьба белорусов против поляков — в поэме «Рыбакова хата» и повести «Дрыгва». Герой повести дед Талаш стал собирательным образом белоруса, терпеливого, мирного, но готового с оружием в руках защищать свою землю от захватчиков. И везде, в каждом произведении мы считываем, ощущаем кожей бесконечную любовь к своему народу и к родному краю.
«Сэнс нашага жыцця — несупынны рух»
К нему шли и шли люди со своими жалобами и бедами, и он никому не отказывал, помогал, тратил себя не жалея, превозмогая постоянные болезни (здоровье было подорвано еще в тюрьме, да и две войны не прошли даром). Жил за письменным столом, за ним и умер, до последних минут поглощенный работой.
Великая Отечественная война прошла через душу поэта черной гарью и болью — вновь враг ступил на любимую землю и нет числа людским страданиям:
Як пропасць чорная, ўварваўся ён,
Прайшоў разбойнiцкай ступою,
I ўсюды кроў, няволю i палон
Пакiнуў за сабою.
Спалiў твае сялiбы, гарады,
Твой дом разграбiўшы дарэшты.
Не ведаў ты яшчэ такой бяды
З тых дзён, як тут жывеш ты.
На третий же день бомбежек Минска был полностью разрушен первый собственный дом Коласа, пристанище после долгих скитаний.
В эвакуации в Клязьме, Москве, в далеком южном Ташкенте поэт пишет горькие, суровые, пронзительные стихи, которые выходят отдельными книгами, разлетаются по фронтовым газетам и партизанским листовкам. За стихи военных лет Колас получает свою первую Государственную премию СССР в 1946 году, за поэму «Рыбакова хата» — вторую Госпремию два года спустя...
«Толькі на ўласных каранях дае дрэва багаты плод»
Автограф предисловия к третьей книге трилогии «На ростанях» Якуба Коласа