Без Игоря Лученка нельзя представить себе историю современной музыки — не только белорусской, где он оставил наиболее яркий отчетливый след, но и советской. Ему выпало учиться у великих композиторов: Богатырева, Шостаковича, Хренникова, Тикоцкого. Ученик оказался достоин своих учителей, проложив в мире музыки собственную дорогу. Кстати, в этом году на детском песенном конкурсе «Славянского базара в Витебске» впервые была вручена специальная премия имени Игоря Лученка. Присуждается она за сохранение традиций в эстрадном искусстве...
Классик литературы Иван Мележ, услышав «Спадчыну» на стихи Янки Купалы, сказал композитору: «Если бы ты написал одну только эту песню, то уже вошел бы в историю». Сам Лученок называл эту композицию своей программной — воплощающей все, к чему он стремился в своей непростой работе. Певицы сетовали на Лученка: мало песен для женского голоса, мало такого, чтобы «про любовь», на которую так падка женская душа. Сам композитор считал лирическую песню труднейшим жанром и всегда приводил в пример «Катюшу» Блантера, когда мелодия, спетая, казалось бы, о любви девушки к пограничнику, звучала как песня о Родине. К этому он шел и стремился всю жизнь. Так звучала и его «Алеся» на стихи Аркадия Кулешова. Когда сочинялось это произведение, уже пожилой народный поэт преображался, разом сбрасывая груз прожитых лет, и вместе на два голоса они пели: «Пайшла, ніколі ўжо не вернешся, Алеся. / Бывай, смуглявая, каханая, бывай. / Стаю на ростанях былых, а з паднябесся / Самотным жаўранкам звініць і плача май…»
Не меньше чем лирик в Лученке всегда говорил патриот своей державы и носитель памяти о Великой Отечественной войне. Сам он, испытанный военным детством, войну, по собственному признанию, помнил слабо и всю жизнь узнавал ее заново по рассказам, по воспоминаниям, по трудностям, которые переживал народ в послевоенные годы, по стихам поэтов-фронтовиков, без которых себя не мыслил.
…Мелодия «Песни про Минск», спетой Мулявиным, стала звуком курантов минской Ратуши. «Мой родны кут» и «Журавли» — одни из первых песен, которые разучивает любой детский хор. Под «Письмо из 45‑го» мы и сегодня поминаем погибших в войну дедов и прадедов, под «Майский вальс» 9 Мая собираемся на парад. Песни народного артиста СССР Игоря Лученка живут рядом с нами — а значит, живет и память о нем. И дело не в званиях и наградах: они лишь отмечают вехи подлинного таланта, пронесшего через всю свою жизнь самые главные вещи — память, совесть и любовь к родной земле.
Даже в военных песнях Лученка героика тихая, если можно сказать, спокойная: это твердость человека, не рвущегося на подвиг во имя славы, а совершающего его на общих основаниях. Выполняя свой долг. Так же, как все. Вместе со всей страной.
Попытка портрета:
Не было в его сочинениях громоздкости и чрезмерного пафоса. Кто пел его песни? Деликатный Эдуард Хиль, Виктор Вуячич, Валерий Кучинский, Владимир Мулявин, лирический тенор Большого театра Виктор Кириченко… У композитора много соавторов, справедливо напоминал Лученок и выбирал для своих произведений тех, кто исполнял их по-особенному душевно, без бравады и фанфар.
Настоящий
Причем чем страшнее, чем труднее и болезненнее для композитора была тема, тем ярче проступали в его музыке творческие искания и некая особенная тревожность: такова «Хатынь», такова песня «Встречи», которую исполняла певица Тамара Раевская, а затем «Песняры»: «Вы слышите? / Нас павшие зовут. / Они приходят на рассвете, / Они приходят в середине дня, / Врываясь неожиданно, как ветер, / И крыльями касаются меня…»
Такова и трагическая баллада, написанная на смерть чилийского народного певца Виктора Хары. В 1971‑м Игорь Лученок и Виктор Вуячич побывали на Международном фестивале в Чили. Там впервые была исполнена песня Лученка «Верасы» на стихи Иосифа Скурко, а белорусские музыканты познакомились с поэтом Пабло Нерудой, певцом Виктором Харой и президентом страны Сальвадором Альенде. Всего два года спустя во время военного переворота в Чили, организованного Пиночетом при поддержке США, умер Неруда. Погиб Альенде, с оружием в руках защищавший президентский дворец. Был зверски убит на превращенном в концлагерь стадионе Сантьяго Виктор Хара. В 1974 году на «Песне-74» на весь Советский Союз прозвучала написанная Лученком на слова Бориса Брусникова «Песня памяти Виктора Хары», которую, сдерживая слезы, пел Виктор Вуячич. Это был их реквием по погибшему товарищу. Больно гитаре — пуля задела…
Лученок как композитор обладал превосходным качеством: он никогда не брал в работу плохие стихи. Аркадий Кулешов и Пимен Панченко, Алесь Ставер и Адам Русак, Роберт Рождественский и Владимир Фирсов, Николай Рубцов и Евгений Евтушенко, Якуб Колас, Максим Богданович и Янка Купала — у Лученка был и вкус, и чутье на стихотворную строку.
на Палессе ляцяць
Особое сотрудничество сложилось с поэтом-фронтовиком Михаилом Ясенем. Именно в этом тандеме родились подлинные шедевры, посвященные Великой Отечественной войне: спетая Вуячичем «Память сердца», ставшие поистине народными «Письмо из 45‑го» и «Майский вальс». Поразительно, как Лученок сумел вложить в «Письмо из 45‑го» и память о трагедии, и военный марш, и мотивы вальса. Впрочем, тяга и к вальсам, и к белорусской песне в творчестве композитора объясняется семейной историей. Родители Лученка любили музыку: мать ценила искрометные вальсы Штрауса, и именно для нее композитор и написал «Майский вальс» — квинтэссенцию радости и счастья, отвоеванных советским солдатом в 1945‑м.
А вот любовь к белорусской народной песне досталась Лученку от отца. Именно отцовское влияние отразилось в сочинении песен «Зачараваная», «Мой родны кут» и многих других. К аутентичным полесским спевам Лученок приобщил и Владимира Мулявина: вместе с Мулявиным и композитором Дмитрием Смольским они путешествовали по Полесью, записывая старинные народные песни. Этот народный мелос отразился в кантате «Курган» на стихи Купалы и музыкальном прочтении поэмы «Гусляр», где Лученок и Мулявин стали соавторами.
Так, написанная на слова Алеся Ставера песня «Жураўлі на Палессе ляцяць» сочинялась специально для Виктора Кириченко, под его оперный тенор. И уже потом «Журавлей» подхватили «Песняры». Благодаря им песня мгновенно стала народным гимном Беларуси.
Он многое создал в песенном жанре, в академической музыке, отметился и в джазе. Кто видел его у рояля, вспомнит, как летали над клавишами его худые стремительные пальцы… Как всю жизнь, до самой старости, топорщился надо лбом композитора непокорный упрямый вихор, придавая ему сходство с быстрой храброй птицей.